На улице Озерной
Такие люди, как Николай Иванович Черепанов, как говорится, на вес золота. Ветеранов Великой Отечественной войны остается все меньше – годы берут свое. Уважения и славы достойны они за чистое небо над нами. А если еще наш герой строил эту мирную жизнь в поселке Ваенга, ставшем любимым городом, то возможность пообщаться с ним можно считать за честь.
- С 46-го года я здесь, – рассказывает Николай Иванович.- В июле поженились, а в августе приехали сюда из Великого Устюга. Много наших земляков здесь. Раньше специально люди приезжали в Архангельскую, Вологодскую, Кировскую области: агитировали сюда, работу обещали дать, жилье выделить. Вот и мы так попали на Север. Поселились в финском домике, что на Озерной улице был, ныне Колышкина, 3. Помнится, весна наступает – бегут по улочке ручейки: прозрачные, каждый камушек можно разглядеть, журчат наперебой. А мальчишки по ним кораблики пускают. За грибами, ягодами – два шага. Селедку ловили не по штучке-две, а ведрами. Красота! Завели мы своих кур, козу – а как без этого? Пару лет, как приехали, на продукты были карточки, так называемый рабочий паек: хлеб, мясо, рыба, сахар. Молоко для ребятишек брали натуральное. Там, где сейчас горбольница, было поселковое подсобное хозяйство. Определили меня сначала на курсы мастеров-десятников по строительству, а потом работал нормировщиком, кладовщиком. Главным орудием труда тогда у меня был арифмометр – первая автоматическая счетная машинка. Затем трудился инженером в Северострое. По всему видно, это была одна из главных организаций в молодом городке: рубленый двухэтажный дом, клуб для строителей, в котором можно и телевизор посмотреть, и в бильярд поиграть.
- Трудились с задором. Наверное, так и отдыхали?
- Да. Любили праздники. Наряжались, насколько хватало средств, брали гармонь в руки – и с песнями по улочкам города, который к тому времени уже полюбился. Там, где сейчас лимонадный цех, раньше была столовая, которая вечером работала как ресторан. Дружно жили, молодые все, полные сил и энергии.
- С какой улицей еще связана история вашей семьи?
- После Озерной переехали мы на Надгорную, ныне Сизова. Через какое-то время ее переименовали в Шмидта, а потом вернули прежнее название. Дома стояли там рядами. Мы жили на седьмой линии в доме, рассчитанном на три семьи, у каждой было по комнате. В одной из них жил офицер, Герой Советского Союза. Он ездил все по точкам, редко бывал дома. Скоро перевелся куда-то на побережье, и мы заняли его комнату. Недалеко от дома был большой овраг, в котором, по воспоминаниям детей, прошло все их детство. А на Песчаной (ныне ул. Душенова) был замечательный трамплин, на котором в выходные дни устраивались веселые лыжные соревнования и было всегда полно не только детворы, но и взрослых. Город делился на части: Верхняя Ваенга, Нижняя, Средняя, Старая Ваенга.
- Что на Вас произвело самое яркое впечатление, когда приехали на Север?
- Полярный день. Поздний вечер – светло, 2 часа ночи – так же светло. Долго не могли к этому привыкнуть.
Вот такими воспоминаниями поделился человек, у которого с Североморском одна на двоих судьба.
Татьяна БЕЛОУСОВА. Фото из семейного альбома Черепановых.
На первом фото: Николай Иванович с семьей возле дома на Озерной. Лето 1952 г.
"СВ" №13 от 31.03.2006.