Епископ Североморский и Умбский Митрофан
23 января гостем редакционной «прямой линии» стал епископ Североморский и Умбский Митрофан. Правящий архиерей Североморской епархии впервые общался с прихожанами в подобном формате и отметил заинтересованность североморцев не только личными проблемами, но и вопросами, касающимися широкого круга горожан.
За час, отведенный на данное мероприятие, в редакцию дозвонились 8 читателей, предварительно свои вопросы епископу Митрофану прислали еще 14 человек.
Людмила Сергеевна, 70 лет, пенсионерка: «Я как узнала, что Вы будете гостем «прямой линии», очень обрадовалась, может, Вы мне поможете. Когда я училась, нам не преподавали ничего религиозного, наоборот, мы изучали научный атеизм. В последние годы всю информацию о православии я черпала из телепередач канала «Союз». С начала января 2017 года вместо него стали транслировать «Спас». Но это совсем не то. Нельзя ли вернуть телеканал «Союз» на экраны Мурманской области?»
- Людмила Сергеевна, все зависит от финансирования, кто будет оплачивать трансляцию? Телеканал «Союз» все время был в эфире благодаря средствам Екатеринбургской епархии. Но на дальнейшее финансирование эфира у них не хватает денег. Телеканал «Спас» имеет другие, более мощные источники финансирования и может себе позволить трансляцию на всю Россию. Если Вы интересуетесь историей, развитием православия, то у нас в духовно-просветительском центре на ул.Саши Ковалева, 3, начался цикл лекций. Те, кто желает возрастать в своем духе и истине, добро пожаловать.
Дмитрий: «Есть ли библиотека в духовно-просветительском центре? Если есть, то можно ли ознакомиться с публикациями православной газеты Севера России «Вера-Эском»?»
- Наш духовно-просветительский центр только-только открылся, мы провели два крупных мероприятия – IX Феодоритовские чтения и Рождественский фестиваль детского творчества. Библиотеку пока не сформировали, только встаем на ноги, но непременно она у нас будет – и такие пытливые читатели, как Вы, Димитрий, у нас найдут все, что требуется. Надеемся, что и подписка на православные издания нам тоже будет по силам.
Ангелина Петровна: «В церковной лавке я приобрела сборник молитв, обращенных к Святой Богородице, но они написаны на церковно-славянском языке. Нельзя ли написать их на русском языке, понятном современному человеку?»
- Эти молитвы были созданы давно, и Церковь не отступает от своих традиций. Она потому и называется православной, что по-английски звучит как orthodox – «ортодоксальная», то есть Церковь, стремящаяся сохранить неповрежденным то учение, что досталось нам от отцов-основателей. Идти по пути исправления молитв, перевода их на современный язык мы не можем. Церковь считает, что необходимо молиться на сакральном церковно-славянском языке. Это язык, на котором говорили Святые Отцы, основатели Русской православной церкви, поэтому мы бережем его как сокровище. Это как церковная музыка, ладан, как иконы, которые мы не пишем в виде религиозных картин, а придерживаемся канонов стиля древнего (греческого), как Андрей Рублев писал. Конечно, свои сокровенные личные чаяния к Богу вы будете произносить на близком вам современном языке, но те молитвы, которые утверждены от древности, мы произносим в первозданном виде.
Юлия: «Добрый день, приятно Вас слышать, но у меня, скорее, претензия, а не вопрос. Вот Кафедральный морской собор в городском парке, рядом с ним пешеходная зона, где гуляют мамы с колясками, я сама не исключение, но священнослужители ездят там на автомобилях. Почему так происходит, ведь стоянка машин недалеко – и от нее до храма метров 50-70? Как решить вопрос с проездом автомобилей по пешеходным дорожкам парка?»
- Решением Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения ЗАТО г.Североморск разрешено по служебной надобности пользоваться этой дорожкой как проезжей. Она была приведена в порядок к приезду Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Дорожка не для всех проезжая – большинство священников к храму проходят пешком. А вот если необходимо подвезти облачение или если в соборе совершается архиерейское богослужение, то проезжаем на машинах, но это происходит нечасто.
Петр Дмитриевич: «Здравствуйте, владыка. Возле магазинов, на пешеходных дорожках можно увидеть монетки достоинством в одну, пять, десять, пятьдесят копеек, которые не поднимают из-за их низкой торговой значимости, а порой и втаптывают в неведении в грязь. Но на этих дензнаках изображен один из наиболее почитаемых в России святых – Георгий Победоносец, покровитель правителей государства и военной мощи нашей страны. Как Вы считаете, нельзя ли прекратить выпуск этих монет? Может, Североморской епархии выйти с таким предложением в соответствующие организации?»
- Я понимаю Вашу тревогу и вполне с ней солидарен. Мы подумаем, как Ваше предложение донести наверх.
Евгения: «Добрый день, 19 января, в праздник Крещения, мы пришли в Свято-Андреевский морской кафедральный собор за святой водой, но нам сказали, что она закончилась. Как это может быть, что в такой большой праздник в храме нет святой воды?»
- Это, безусловно, большой недочет, мы уже на вид поставили тем, от кого это зависит. Наш храм только входит в силу, в планах изготовление скважин для артезианской воды – и тогда ее хватит для всех. Но пока мы на своих руках носили воду в храм, сколько смогли – принесли, но, как оказалось, мало. Простите нас, что так получилось.
Ирина: «Здравствуйте, спасибо от всех мамочек Североморска за чистые дорожки и детскую площадку возле храма на ул.Советской. Еще хотела бы узнать, не планируется ли на сайте епархии, который очень популярен, открытие виртуальной приемной? Не всегда есть возможность пойти в церковь с маленьким ребенком, а вопросов накопилось немало. Один из них – можно ли быть крестным родителем нескольким детям?»
- Действительно, мамы с детьми и беременные женщины любят посещать эту площадку перед храмом. Здесь хорошая традиция по благоустройству, уютно, опрятно, и это привлекает. Каждую субботу настоятель храма отец Сергий приглашает беременных на молитву об успешных родах. Ваше предложение насчет виртуальной приемной очень своевременно, сегодня на «прямой линии» мы понимаем, что востребованность в ответах на духовную тему у людей высока. Руководитель информационного отдела епархии отец Павел этим делом озаботится. Что касается вашего вопроса, то можно быть крестным родителем для нескольких детей, но надо понимать всю степень ответственности. Наше время более-менее спокойное по сравнению с дореволюционным, когда были и голод, и болезни, и войны. И каждый, кто становился крестным, понимал, что если что-то случится с родными ребенка, крестный возьмет его к себе в семью. Поэтому надо брать ношу по силам. Когда будет подведен итог вашей жизни, вы должны будете ответить перед Господом, как потрудились над воспитанием своего крестника. Занимались ли с ним, любили ли, приводили ли к вере, хлопотали ли, чтобы он ходил в храм к Причастию, молились ли о нем. Я своих крестных родителей вспоминаю в молитвах после моих непосредственных родителей. Хотя они давно почили, я их помню, очень им благодарен.
Екатерина: «Здравствуйте, какой бы совет Вы как духовник дали человеку, который периодически испытывает чувство ревности, мучается от этого?»
- Екатерина, мы знаем, что каждому человеку посылаются какие-либо испытания. Нет человека, который пройдет по этой жизни и ни от чего не пострадает, не помучается. Это невозможно. Каждый несет какую-то духовную нагрузку. Это могут быть разные человеческие страсти, к сожалению, многие страдают пьянством, блудной страстью, чревоугодием, страстью к матерным словам. Надо понимать, что ревность – это духовная проблема, которую необходимо разрешить с Божьей помощью. В Церкви существует испытанный в течение двух тысячелетий механизм – Таинство исповеди. Свои проблемы необходимо принести в церковь и подойти к священнику на Таинство исповеди и в этом покаяться. Как только произойдет акт покаяния, вам будет оказана от Господа помощь, и сердце ваше утешится, так как, видимо, своими силами Вы не справляетесь. Вспоминаю свою первую исповедь, мне тогда было 40 лет, и один духовник мне сказал, что необходимо подготовиться к исповеди за всю жизнь от 7 лет. Это была чрезвычайно сложная задача. Наша память очень услужлива, она старается забыть то, что ты хочешь забыть, как будто этого не было, но это же было, и оно продолжает жить и продолжает нас разрушать, это называется грехом. Необходимо хорошо подготовиться к исповеди, крепко подумать, повспоминать и решиться на нее. Священник принимает исповедующихся каждый день, но в основном в воскресный день за богослужением и блюдет тайну исповеди под страхом смерти. Кто-то приходит каждую неделю, а кто-то решается в первый раз прийти. Господь вас обязательно поддержит.
Ирина Петровна: «Где больше духовности? Говорят, что хорошая намоленная церковь – это та, которая стоит уже 100 лет, а наши «новострои» такие же? И еще: почему при входе в церковь продают иконы, крестики, свечи? Вот в Коле, например, стоит отдельный домик для продажи, а в саму церковь заходишь именно помолиться. Почему в Североморске не так?»
- Есть такое понимание, и оно имеет основание. Когда я служил в Варзуге, в Успенской церкви 1674 года постройки, то действительно ощущал намоленность этого места. Заходишь, и там хочется остаться, духовный опыт поколений чувствуется в стенах, бревнах, иконах. Но при этом не стоит этот принцип возводить во что-то важное. Каждый храм, новый ли, старый ли, приносит одинаковую пользу тем, кто в него приходит. Наша цель в храме – спасение души, оно происходит путем участия в семи церковных Таинствах, и они одинаковые, что в старом, что в новом храме. Таинства дают одинаковую пользу и совершаются полноценно в любом храме. И молиться можно где угодно, молитва с нами всегда, нет ограничения и понятия, что где-то нельзя молиться. Но нужно понимать, для чего существует храм. В храме через Таинство происходят удивительные чудеса. Самые главные, основные Таинства для нас – это Таинство Исповеди и Таинство Причастия, в которых мы не только духовно и умосозерцательно, а физически соединяемся с Богом – какое чудо. Конечно и другие Таинства – Крещение, Венчание и так далее – все они действенны в полной мере в любом храме.
Отвечу и на второй вопрос. Домик при входе в Кольскую церковь появился недавно, до этого все продавалось внутри церкви. На мой взгляд, свечи церковные должны приобретаться в храме, там, где они будут поставлены. Что касается всего остального – церковных и книжных лавок – конечно, хорошо бы иметь отдельные домики, но все упирается в деньги. Мы живем тем, что нам жертвуют на храм, и пока не можем себе позволить построить отдельно стоящую церковную лавку. Думаю, что прихожанам не мешает лавка, расположенная в притворе храма. В нашем Духовно-просветительском центре (ул.Саши Ковалева, 3) предполагается создать православный салон, где можно будет приобрести что-то потребное для души. Но пока это в стадии становления.
Евгений П.: «Какие функции выполняют священники при воинских частях и на кораблях? Нужно ли профобразование для того, чтобы стать священником?»
- Да, конечно, нужно профобразование двух направлений: само духовное образование и по специальности. Было время, когда церковь только-только начинала развиваться и потребность в священниках была громадная. Это наследие нашего революционного прошлого – не допускать до служения священников с высшим образованием. Отделы по взаимодействию с церквями при политуправлениях имели четкую установку: священников с высшим образованием быть не может. И высокообразованный протоиерей Александр Мень, которого проморгали чекисты, был настоящим ЧП для советской власти. Теперь мы рукополагаем в священники только при наличии духовного образования, это сформулировано в документах последнего Собора. А те, кто были рукоположены ранее, обучаются заочно. Через каждые 7 лет священники проходят курсы повышения квалификации. Что касается образования по специальности – ведь священник является помощником командира по работе с верующими военнослужащими – желательно, чтобы он имел опыт военной службы, это прописано в документах по формированию института военного духовенства. Тем, кто отслужил полноценно в армии или на флоте, проще вписаться в воинский коллектив. Но и те, кто не имел другого опыта, кроме опыта срочной службы, регулярно проходят курсы, которые проводятся для военного духовенства. То есть военный священник в обязательном порядке проходит обучение и духовное, и профессиональное военное. А для архиереев необходимо высшее духовное образование – академия. Епископ должен быть значительным богословом. Также желательна духовная степень, допустим, я – кандидат богословия по истории Русской церкви.
Марина Маслюченко: «Вы епископ Североморский и Умбский. Если посмотреть на карту, то Североморск – это север Кольского полуострова, а Умба – юг. Значит ли это, что Вы являетесь епископом всего Кольского полуострова? Или эти населенные пункты взяты по какому-то другому признаку?»
- Раньше была одна Мурманская епархия, теперь область разделена на две полноценные самостоятельные епархии. Мурманская епархия – это сухопутный центр и промышленные районы региона, все же побережье со всеми базами и труднодоступными районами отдано Североморской епархии. Наша епархия – епархия Северных морей, побережья Баренцева и Белого морей.
Алина Кириллова: «В Североморске недавно открылись Духовно-просветительский центр, Центр гуманитарной помощи – то есть организации, куда могут приходить не только глубоко верующие. Это обычная практика для церкви, или вы в этом плане новаторы? Справляетесь ли с дополнительной нагрузкой?»
- По инициативе Святейшего Патриарха была принята программа, утвержденная Президентом РФ, финансово способствующая созданию центров в новых удаленных епархиях, не имеющих материальных сил для самостоятельного создания таких центров. Мы участвовали в программе и на государственные деньги построили Североморский духовно-просветительский центр. Проект замкнут на Федеральное агентство по делам национальностей, и для них было очень важно убедиться, есть ли положительный результат этой программы. Надо понимать, что ни правящий архиерей, ни его священники не строители, они далеки от строительных работ. И тем не менее, мы доказали, что можно создать в отдаленном гарнизоне целый духовно-просветительский центр, и наш опыт показан как образцовый.
Александр Петренко: «Почему у здоровых родителей рождаются дети-инвалиды или становятся таковыми в раннем возрасте?»
- Это вопрос очень серьезный, духовный. Всегда у Господа в таких ситуациях есть более глубокий смысл, чем мы видим на поверхности. Прозвучит странно для мирского уха, но Церковь воспринимает это как некий призыв от Господа, призвание родителей к какому-то служению, исцеление родительской души от чего-то нехорошего. Психологи, с которыми я много работал по приемным детям, по детям-инвалидам в Варзуге, где много многодетных семей, готовых принять к себе детей, в том числе и инвалидов, детей с болезнью Дауна, рассказывали мне, насколько удивительная атмосфера складывается в семье, где родители объединены заботой о таком ребенке: в ней происходит открытие новых важных жизненных ценностей.
В течение многих лет езжу в Милан на конференции, там удивительные православные приходы. По статистике в Италии живет около двух миллионов выходцев из наших бывших республик, большинство этих людей трудятся по уходу за стариками и больными. Я беседовал с ними, они рассказывают о том, как изменились. Тяжелый физически и морально труд просветлил их души. Как они полюбили этих стариков – все молитвы о них и при их жизни, и после. Они в себе раскрыли такую любовь, которую никогда бы не почувствовали в обычной жизненной обстановке. Так Господь приводит к вере. Это к разговору о том, для чего дается ребенок-инвалид.
Ирина П.: «Здравствуйте, когда еще строился храм в городском парке, то шли разговоры о возрождении детской площадки, расположенной рядом. Храм построили, как сейчас обстоят дела с детской площадкой?»
- Построенный храм непременно изменяет вокруг себя инфраструктуру, ландшафт, саму атмосферу. Храм не просто сам по себе стоит, и вокруг него может твориться что угодно. Вокруг него создается особая зона благочестия, там звучит колокольный звон, там сияют купола, там по-другому растут деревья, все цветет. Чем дольше храм работает, тем здоровее становится все вокруг, потому что там благодать Божия. Именно поэтому мы выступили с инициативой взять под свой контроль детскую площадку. Вы посмотрите, насколько гармонично сейчас живет храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на ул.Советской. Там всегда чисто, много детей и матерей, в том числе и беременных женщин. Пока у нас нет средств облагородить детскую площадку возле Свято-Андреевского морского кафедрального собора, сам храм пока еще недостроен, нет ограды. Но мы будем стремиться к этому, надеемся, что городские власти нам в этом окажут помощь.
Мария Ч.: «Планируется ли ввести курс религиозного образования среди школьников? Насколько это оправдано? Как это повысит их нравственность? Стоит ли крестить ребенка, который еще не осознает происходящего, а вероисповедание за него определяют родители?»
- Отвечу на первый ваш вопрос. Вводить курс «Основы православной культуры» (ОПК) не только планируется, но к этому настойчиво призывается руководство городов и сел. В первую очередь это зависит от родителей. Каждую весну проходят родительские собрания и решается вопрос о курсе ОПК, это касается только 4-х классов. Почему речь идет только о курсе на один год в течение 11-летнего обучения? Президент РФ при награждении Патриарха на его 70-летии отметил, что религиозное, духовное образование, наши традиционные ценности христианской цивилизации должны преподаваться от дошкольного до высшего образования. Поэтому, когда мы не можем добиться преподавания этого курса для 4-го класса, это наша беда. К нам обращаются с вопросами «а что скажут мусульмане? А что скажут буддисты?» – какие-то смешные слова, которые стыдно слышать.
Второй ваш вопрос – про крещение – сам по себе лукавый. Родители несут полную ответственность за благополучие ребенка и за его принятие веры. Отбросьте эти либеральные западные ценности «может потом он сам решит». С какой такой стати?! Вы родили этого ребенка и несете полную ответственность. Кто знает, что с ним может случиться. Вдруг он умрет не крещеным? На ком будет грех, вы как о нем будете молиться? Никто о нем не будет заботиться в Царствии Небесном, у него нет небесного покровителя, у него нет Ангела хранителя, у него родители очень умные, они решили, что ребенок сам потом определится, надо ему или нет креститься. Это беда, это провокация. Я покрестил достаточное количество младенцев и свидетельствую о том, что ребенок до крещения и после – это два разных человека. И это замечают все. Это в глазах. Некрещеный ребенок – никто, он смотрит в никуда, а после Таинства Крещения вдруг он глядит тебе в глаза – это появился христианин, он видит тебя и все вокруг. Его Господь уже принял в свои руки и говорит: «Это Мой христианин, Я несу за него ответственность». Кто за ребенка будет нести ответственность, если вы его не покрестите? Я смотрел метрики своей родни в Вологодской епархии конца XIX начала XX века. 27 мая родился, 28 мая крещен. Пуповину отрезали – и в купель. «Как зовут, батюшка?» Батюшка посмотрит в святцы – «Алексей». Все, вопрос закрыт. А сейчас – «он подумает, он созреет…»
Елена Петрова: «Зашла в храм святых мучениц на ул.Советской, купила свечку, поставила за здравие дочери своей Екатерины. Смотрю, следом идет работница церкви и гасит свечи. Не успела я на несколько шагов отойти, как она мою свечу загасила. Вернулась, спрашиваю, почему она это сделала, отвечает: «А мы всегда так делаем, если свеча коптит». Не стала спорить, ушла с осадком на душе. А теперь вот думаю, может, так положено по церковным правилам? Разъясните, пожалуйста».
- Неправильно, свеча должна гореть. Конечно, не до самого конца, чтобы потом не выковыривать из подсвечника огарки. А то, что случилось – это ревность не по разуму, забота не о том – о потолке, о покраске. Мы настоятелю об этой проблеме сообщим, чтобы он ее устранил.
Виктор Г.: «Почему крещение младенца в церкви платное? Ведь в христианском собрании строго запрещалось брать плату за духовные дары. Спросил у батюшки в новом храме, он сказал, что это добровольное пожертвование. Но ведь добровольное пожертвование не может иметь фиксированную цену».
- Крещение не платное, это действительно пожертвование, и если у кого-то нет возможности пожертвовать, то и не надо. Не должно быть ценников на любые Таинства. Некоторые прихожане спрашивают: «Мы не знаем, сколько жертвовать, ну скажите приблизительно». Тогда им говорят: «Опустите сколько можете», – и называют приблизительную цену. И тут же находятся те, кто возмущен фиксированной ценой. Как показывает практика, люди не дадут три копейки, они понимают, а зачастую жертвуют и больше, чем если поставить цену. Есть поговорка у мудрых духовных людей: «Господь всегда даст больше, ты не решай за Господа, Он сам вразумит человека, сколько дать».
Записала Наталья СТОЛЯРОВА. Фото Елены ЗАХАРОВОЙ.
На фото: Епископ Североморский и Умбский Митрофан и руководитель информационного отдела Североморской епархии иерей Павел Чидемян впервые стали гостями редакции «СВ».
"СВ" №4 от 27.01.2017 года, СВ" №5 от 03.02.2017 года.