Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Председатель Северного флотского военного суда Александр Хомяков

    В Москве раз в четыре года проходит Всероссийский съезд судей Российской Федерации, который признан высшим органом судейского сообщества.

    В декабре он состоится уже в девятый раз. О том, как идет подготовка к предстоящему форуму и какие проблемы намерены обсудить участники съезда – в интервью с председателем Северного флотского военного суда заслуженным юристом РФ, кандидатом юридических наук Александром Хомяковым.

    - Александр Иванович, сегодня статус судей и их авторитет в обществе не вызывают сомнений. Всегда ли так было?
    - Конечно нет. В конце 80-х годов встал вопрос о формировании органов судейского сообщества для утверждения авторитета судебной власти и выражения интересов судей как носителей этой власти. И тогда в 1989 году был принят Закон «О статусе судей в СССР». А в 1991 году по инициативе Председателя Верховного суда Российской Федерации Вячеслава Лебедева созвали I Всероссийский съезд судей. На нем приняли решение о создании Совета представителей судей как органа, функционирующего в период между съездами и призванного содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.
    Судьи уже тогда осознали, что успех судебной реформы находится в их собственных руках, что от их активной позиции зависит, состоится ли в России судебная власть. Отмечу, что в тяжелые 90-е годы российская судебная система, как и вся страна, переживала глубокий кризис, и весь судейский корпус находился на грани развала. В каждом регионе лежали десятки, а по России даже сотни заявлений об увольнении, а желающих стать судьей практически не было.
    Постепенно ситуация выправилась и во многом этому способствовало объединение всех судей страны в единое сообщество. А с принятием в 1993 году Кодекса чести судьи Российской Федерации, служители Фемиды смогли навести порядок в своем собственном доме.

    - Как переломные 90-е годы отразились на положении военных судей?
    - Непредвиденные трудности у военных судов возникли с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 27 апреля 1992 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в соответствии с которым к подсудности военных судов были отнесены гражданские дела, связанные с обжалованием военнослужащими неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц.
    На основании указанного закона военными судами были признаны противоправными ряд приказов военных начальников различного уровня. Подверглись отмене и несколько приказов, отданных непосредственно министром обороны Российской Федерации.
    Такие действия судей были восприняты болезненно. Военные судьи столкнулись с небывалой до этого ситуацией, когда финансовые органы Министерства обороны РФ прекратили выдачу судам денег на оплату судебных расходов, связанных с вызовом в судебное заседание свидетелей, потерпевших, экспертов и т.д. Тогда о сложностях в материальном обеспечении судов доложили в Совет судей РФ, который рекомендовал подготовить обращение к Президенту России. В конечном итоге ситуация стала меняться в лучшую сторону.

    - Кодекс чести судьи распространяется и на военных судей?
    - Безусловно. Изначально в работе над Кодексом чести судьи Российской Федерации приняли активное участие военные судьи вместе с судьями общих и арбитражных судов Люди в погонах всегда сверяли свое поведение с жесткими нормами воинских уставов и в дополнительных требованиях нравственных норм не нуждались. Однако Кодекс чести судьи был необходим и военным судьям, так как они впервые принимали на себя нравственные поведенческие нормы добровольно, которые включали в себя требования не только в отношении профессионального поведения судьи, но оговаривали взаимоотношения с окружающими людьми вне службы.

    - В который раз Вы станете участником Всероссийского съезда судей? Какие проблемы будут озвучены?
    - Уже в пятый раз я выбран делегатом на съезд, в котором также примет участие наш судья Юрий Блинов. Главная задача предстоящего форума – дать направление судебной реформе. Многим вопросам, готовящимся к обсуждению на съезде, было посвящено выступление Председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева на совещании, которое состоялось 20 июля 2016 года в Калининграде. Вячеслав Михайлович особо отметил важность совершенствования судопроизводства, декриминализации, расширения компетенции суда присяжных, введения электронного правосудия, создания электронных производств для архивов, а также информационной электронной базы о деятельности судов.
    Он поднял серьезный вопрос о необходимости разработки концепции уголовной политики. Дело в том, что с момента принятия Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов федеральными законами в них вносились многочисленные изменения и дополнения, и теперь это значительно затрудняет работу судов. Идти и дальше по этому пути и продолжать вносить изменения, которые иногда не соответствуют концепции этих кодексов, неправильно. Пришло время создать рабочую группу и отработать концепцию уголовной политики, на основе которой будут действовать Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.

    - Что еще требует пересмотра?
    - На предстоящем съезде будет обсуждаться и вопрос об увеличении сроков рассмотрения дел, что позволит повысить качество работы над ними и увеличить тщательность подготовки. Будет вынесен на обсуждение и вопрос оптимизации судебной нагрузки путем упрощения судебных процедур, и, в частности, расширения института приказного производства, упрощения процедуры апелляционного обжалования промежуточных судебных решений, предоставления суду права оглашать только резолютивную часть судебного акта.
    На повестке дня – выработка научно обоснованных нормативов судебной нагрузки, так как очень большая нагрузка ложится на судей, особенно мировых и районных судов. У них в производстве бывает по 100-150 дел в месяц. На предыдущем съезде уже ставился вопрос о норме нагрузки, но она до сих пор не установлена.

    - Будут ли обсуждаться социальные аспекты?
    - Да, конечно. Болезненным остается вопрос о повышении зарплат сотрудникам аппарата судов: помощникам судей, секретарям судебных заседаний, специалистам, консультантам. Они выполняют огромный объем работы, а денег получают немного. Если у нас на Севере благодаря районному коэффициенту и полярным надбавкам нет текучести кадров, то в столичных городах России она составляет от 120 до 400 процентов в год. Для решения этой проблемы в Государственную думу планируется внести законопроект о государственной судебной службе Российской Федерации.
    На съезде также будут подниматься вопросы установления обязательных нормативов финансирования медицинского и санаторно-курортного лечения судей, законодательного закрепления обязанностей по обеспечению судей жилыми помещениями.
    Председатель Верховного Суда РФ предложил также подготовить новую редакцию девятой статьи Кодекса судейской этики, которая сформулирована таким образом, что многие достойные кандидаты на должности судей отклоняются несправедливо и необъективно. Нередко это происходит по причине необоснованного установления у них конфликта интересов с близкими родственниками.

    - Действительно ли именно конфликт интересов создает судьям значительные трудности при продвижении по карьерной лестнице?
    - В принятый почти 30 лет назад Закон «О статусе судей в СССР» постоянно вносят изменения и последние касаются в основном борьбы с коррупцией. Это и отчеты по доходам-расходам, и сведения об имуществе как своем, так и членов семьи. Больше всего нарушений обнаруживается на стадии назначения на должность. В итоге ежегодно около 500 кандидатов, которые уже прошли квалификационную коллегию, отклоняются на кадровой комиссии при Президенте РФ: не все налоги уплачены, обнаруживается скрытые имущество или счета в банках. Нередко причиной становится выявленный конфликт интересов. Например, близкие родственники работают в тех учреждениях, которые судья должен обслуживать. К слову, сейчас не могут работать судьями люди, состоящие в родстве, не то, что в одном суде, но даже в одном субъекте.

    - Известно, что сейчас активно внедряется видеоконференцсвязь. Какие новые возможности она дает?
    - Если свидетель или истец находятся далеко от места рассмотрения их дела, они могут стать участниками заседания, воспользовавшись в ближайшем суде видеоконференцсвязью, что позволит более объективно рассмотреть дело. В последнее время этим видом стали очень активно пользоваться: каждый человек, где бы он ни находился, может стать участником заседания и высказать свою позицию. Например, к нам за последнюю неделю пришли три ходатайства из Архангельска с просьбой участвовать в заседании суда по видеоконференцсвязи.

    - Каковы итоги работы флотской судебной системы?
    - Традиционно итоги мы подводим в декабре. Могу уже сейчас сказать, что все гарнизонные суды работают хорошо, о чем свидетельствует стабильность судебных решений: за последние годы она составляет 97 процентов. А Северный флотский военный суд как суд первой инстанции в 2015 году достиг 100 процентов: Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда РФ оставила в силе все рассмотренные нами уголовные и гражданские дела. По итогам 2015 года лучшим в третий раз стал Североморский гарнизонный суд. В этом году очень хорошие показатели у Гаджиевского гарнизонного суда, где трудится новый председатель Александр Колосов.
    Отличительная тенденция нашего суда – активно занимаемся правовой воспитательной работой. Более 60 процентов дел рассматриваются в присутствии личного состава. В частях и на кораблях судьи проводят лекции, беседы, кинолектории, пишут разъяснительные статьи в газеты, дают интервью. Ведем профилактическую работу, уделяя особое внимание личному составу кораблей, которые отправляются в дальние походы, заступают на боевое дежурство. Настраиваем военнослужащих на соблюдение законности, особенно – при исполнении воинского долга в тяжелых условиях. Предметно работаем с теми частями, где больше всего правонарушений, неблагополучная воинская дисциплина. Беседуя с личным составом, мы разъясняем порядок обжалования действий должностных лиц. Положительные результаты уже есть: за 9 месяцев этого года в 2,5 раза уменьшилось количество обращений военнослужащих в суды за защитой своих прав, так как они стали значительно реже нарушаться.

    - Что вызывает беспокойство?
    - Негативные процессы, проходящие в обществе, отражаются и на Вооруженных Силах. Возросло число военнослужащих, осужденных за незаконный оборот наркотиков. Не становится меньше людей в погонах, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии. Сейчас личный автомобиль имеет большинство военнослужащих. Когда они уезжают в отпуск, приходит особенно много материалов о нарушениях: превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, неправомерный обгон. Есть случаи, когда автовладельцы умышленно делают нечитаемым видеокамерой номер машины, замазывая его или закрывая черным пакетом.
    Приходится признать, что в последние годы увеличилось количество офицеров, привлекаемым к ответственности: по-прежнему их доля велика среди осужденных военнослужащих. Командованием флота на каждом военном совете обсуждаются такие случаи, выражается жесткое и непримиримое к ним отношение, даются указания об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

    - Какова же динамика в целом?
    - Надо признать, что судебная система работает достойно, повышен авторитет судебной власти. Качество осуществления правосудия с каждым годом увеличивается. Растет оперативность рассмотрения дел, а за допущенную волокиту квалификационная коллегия судей может лишить судебных полномочий, как это недавно произошло в Забайкальском крае.
    Сейчас судьи стали очень осторожно подходить к избранию такой меры пресечения, как заключение под стражу. Чаще это заменяется домашним арестом или залогом. Да и в отношении мер наказания прослеживается тенденция к гуманизации: теперь лишают свободы только за тяжкие и особо тяжкие преступления.

    Спасибо за беседу.

    Ольга ВОРОБЬЕВА. Фото автора.
    "СВ" №46 от 18.11.2016 года.

    2

    x