Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

На вопросы североморцев ответила начальник Управления образования администрации ЗАТО Североморск Нина Шарова.

    26 мая гостем редакционной «прямой линии» стала начальник Управления образования администрации ЗАТО Североморск Нина Шарова. Нина Сергеевна ответила на вопросы, присланные заранее на электронную почту и сайт «СВ», а также заданные нашими читателями во время «прямой линии» по телефону.

    26 мая гостем «прямой линии» редакции стала начальник Управления образования администрации ЗАТО Североморск Нина Шарова. 

    Мария Кондратова: «Надо ли в этом году приходить и подтверждать свое участие в очереди на место в детском саду?»
    - Перерегистрация уже второй год как отменена. Ребенок, раз поставленный на очередь в детский сад, остается в списках до получения места в дошкольном учреждении. Дополнительно ничего подтверждать, перерегистрироваться не нужно.
    Анастасия Черникова: «Слышала краем уха, что через некоторое время записаться в детский сад, отследить свою очередь и прочее можно будет через Интернет. Как скоро такое нововведение возможно в Североморске?»
    - Электронная очередь в детские сады – это пилотный проект для Мурманска. В ЗАТО Североморск мы сформировали единый реестр очередников, сегодня его видят и мониторят на федеральном и региональном уровне. Это «живой» ресурс, меняющийся буквально ежедневно: родившиеся дети ставятся на учет, подросшие переходят из одной возрастной категории в другую и так далее. В соответствии с президентскими майскими указами 2012 года, если на июнь-июль ребенку исполнилось 3 года, ему обязаны предоставить место в детском саду. Благодаря электронной очереди и федералы, и региональное министерство отслеживают выполнение этих указов. Чуть позже свой номер в очереди и продвижение в ней смогут отслеживать и родители. Как только этот ресурс станет доступным для родителей, я сообщу об этом в СМИ. Что касается вопроса о постановке на очередь через сеть Интернет, то эта услуга уже предоставляется, и некоторые североморские семьи ей воспользовались. Через базу госуслуг принимается заявление с приложением всех необходимых документов, и ребенок регистрируется в базе данных на получение места в дошкольном учебном заведении.
    Наталья Саргина: «Здравствуйте, скажите, почему много многодетных семей, в том числе и из семей военных, остались без мест в детском саду? И еще: почему каждый год детям, родившимся летом, детский сад не дают?»
    - Действительно, к первоочередникам на предоставление мест в детском саду относятся дети военнослужащих, работников полиции, мам-одиночек, родителей-инвалидов, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды. Детей из данных категорий семей мы зачисляем в детский сад по какому-то одному основанию, и нельзя, объединив два основания, в данном случае многодетная семья военнослужащего, рассчитывать на удвоенное право получения места в детском саду. Отвечу и на второй вопрос. Родители приходят и ставят ребенка на учет, электронная очередь выстраивает списки по дате зачисления – январь, февраль, март, апрель и так далее. Пока мы доберемся до летних месяцев, сады оказываются уже заполненными, ведь при зачислении в сад мы не можем перескочить, скажем, с мартовских детей на июльских.
    Светлана: «Почему дети из многодетных семей и дети военнослужащих пользуются одинаковыми правами при поступлении в детские сады? Почему не отдан приоритет многодетным семьям? Ведь, если сравнить доход семьи военнослужащего, где один или два ребенка, и доход обычного гражданского человека с тремя и более детьми, перевес будет явно в сторону семьи военнослужащего».
    - Предоставляя места в детские сады, мы не ориентируемся на семейный доход. Во внимание принимается только федеральное законодательство: ФЗ «О статусе военнослужащего», «О полиции», «О социальной поддержке инвалидов» и так далее. Чем и хороша электронная очередь, она формируется объективно, учитывая и дату постановки на учет, и дату рождения, и льготы.
    Наталья: «Моему ребенку в мае исполнилось 3 года, на 1 сентября нам будет 3 года и 4 месяца. Почему мы не попали в детский сад, хотя кругом твердят, что очереди в сад детей с 3-х лет до 7-ми нет? Я знаю еще нескольких трехлеток, которым тоже отказали. Некоторые из родителей самостоятельно объехали несколько садиков и нашли – места есть, а в Управлении образования говорят, что нет. Разве такое возможно?».
    - Мы занимаемся этой проблемой вплотную. Вы правы, дети, которым на 1 сентября исполнится 3 года, должны получить место в детском саду. Сегодня мы делаем все возможное, чтобы трехлетки получили места в дошкольных учреждениях. Готовятся к перепрофилированию в группы сразу несколько помещений в детских садах города и поселков. Изначально, по проекту, они и использовались как группы. Просто, когда в детские сады Министерства обороны приходило мало детей (причиной тому было то, что в ведомственные детские сады набирали только детей военнослужащих, а гражданских не брали), то свободные помещения можно было переоборудовать под залы музыкальные, спортивные, спальни, кабинеты специалистов и так далее. Средства на переоборудование, на закупку мягкого инвентаря, мебели в городском бюджете найдены, осталось заручиться поддержкой Совета депутатов. Открыв новые группы в действующих садах, мы закроем очередь детей с 3 до 4 лет. С 23 мая представители детских садов №47, 49, 16, 30, 50 и 10 уже посетили те семьи, трехлетние дети из которых стоят на очереди, и пригласили родителей на прием по поводу предоставления мест в детских садах. Те родители, кто сейчас уехал в отпуск, по приезду могут подойти на прием в Управление образования, я все лето буду в Североморске. И далее в течение года тем детям, которым будет исполняться три года, будут предоставляться места в детских садах.
    Виктория Рубан: «Здравствуйте, мой ребенок ходит в д/с №30, мы прошли комиссию, и нам рекомендовали логопедическую группу. Я с этим согласилась при условии, что сад будет недалеко от дома, а мне сказали, что ребенок пойдет в д/с №45 в Росляково – меня и мужа это не устраивает! Почему все решили без нашего согласия? Как попасть в детский сад №49, мне говорили, что там будет логогруппа по нашей прописке? А если это невозможно, то что нужно сделать, чтобы остаться в д/с №30? И еще вопрос: по какому принципу идет отбор детей в дежурные сады? А то я ребенка записала, а нас в списках не оказалось.
    - Отвечу на первую часть вашего вопроса. К сожалению, у нас действительно много детей, нуждающихся в коррекционных группах. Виктории на комиссии была предложена группа компенсирующей направленности в детском саду №45. Если вам не подходит этот сад, то вы остаетесь в своем детском саду №30. Я уже общалась с заведующей, и в течение учебного года, когда появится место в коррекционной группе по вашей прописке, мы переведем вас.
    Насчет дежурных садов. В этом году востребованность в них большая: многие североморцы возили детей к родственникам в Украину, теперь они остались в городе. Решение о количестве дежурных детских садов принималось еще в феврале, таких нами было определено 4. Если ваш ребенок не попал в дежурный детский сад, то вам нужно подойти к заведующей с письменным заявлением, возможно, потребуется приложение каких-либо документов, подтверждающих необходимость посещения дежурного сада: справка с работы, что вам не дают отпуск летом. В любом случае я всегда настраивала заведующих на индивидуальную работу с семьей: есть те, кто действительно без дежурного сада не может обойтись, а есть семьи, где такой необходимости нет – мама не работает или есть бабушка, которая может посидеть с ребенком. Если этот вопрос с заведующей вы не сможете решить, я жду вас на приеме в Управлении образования.
    Наталья Сергеева: «Почему родительская плата за дежурный детский сад такая же, как и в течение всего учебного года? Ведь в дежурном саду нет образовательной программы, с детьми не работают психологи, логопеды.
    - В родительскую плату сейчас не входит образовательная деятельность, ее финансирует субъект федерации – область. Родители платят только за присмотр и уход за ребенком. Скажу больше: мы не повышаем родительскую плату в летний период, хотя увеличиваем в это время нормы питания в дежурном детском саду, так как переводим дошкольное учреждение на дачный период. В меню появляются сезонные овощи и фрукты, вводим дополнительный полдник.
    Сергей, папа дошкольника: «Нина Сергеевна, я, как и многие североморцы, вожу ребенка в сад на машине, но припарковаться невозможно. Нельзя ли предусмотреть какое-нибудь расширение подъездных путей к калиткам детских садов, хотя бы в д/с №47 и 16?»
    - Изначально подъездные пути к детским садам были сделаны только для проезда специализированного транспорта – продуктовых машин, пожарных, «скорой помощи». Расширить подъездные пути мы не имеем права, да и некуда их расширять, так как многие сады находятся в жилой зоне, особенно указанные Сергеем – №47 и 16. Подъездные пути по проекту сделаны так, чтобы не препятствовать проезду на дворовую территорию. За счет площадей самого детского сада мы тоже не имеем права оборудовать парковки.
    Ирина Филиппова: «Подскажите, пожалуйста, не рассматривается ли возможность работы воспитателей и специалистов (логопедов, психологов) от Управления образования в центрах семейного досуга? Нельзя ли в таком случае предусмотреть оплату труда таких работников от Управления образования?
    - Управление образования может направить своих специалистов – воспитателей, педагогов, логопедов, психологов, инструкторов по физкультуре – и оплачивать их труд только в семейном детском саду. То есть семья, готовая работать с 4-5 детьми на дому, прикрепляется к ближайшему дошкольному образовательному учреждению, и к ним направляются специалисты. Кроме того, питанием воспитанников семейного сада обеспечивают с кухни муниципального детского сада. Еще один плюс: семейному детскому саду не нужно лицензирования образовательной деятельности, так как такой сад прикреплен к муниципальному саду, уже имеющему лицензию.
    В Федеральном законе «Об образовании» есть и такая форма воспитания дошкольников, как частные детские сады. Здесь муниципалитет может помочь, к примеру, с ремонтом. Но для такой организации необходимо получить лицензию на образовательную деятельность в обязательном порядке.
    Надежда: «Объясните, пожалуйста, почему несколько десятков детей попали в сады не в свою возрастную категорию?»
    - Я признаю, что ослабила контроль в этом вопросе. Специалист Управления образования направила группу детей, которым только в сентябре-начале октября исполняется 2 года, сразу в группу с 2 до 3-х лет. Мы ошибку исправили, и все эти дети переведены в свою возрастную категорию. А на освободившиеся места в группе с 2 до 3 лет мы набрали еще 50 человек.

    Анастасия Черникова:«Нина Сергеевна, не получится ли так, что сегодня в ЗАТО не хватает детских садов, а завтра не хватит школ для подросших детсадовцев? Или учителей...».

    - Есть информация, что по линии Минобороны будут строиться жилые дома, приедет большое количество молодых офицеров, кто-то уже семейный, кто-то здесь обзаведется семьей. В любом случае, уже сейчас необходимо подумать не только о новом жилом фонде, но и об инфраструктуре: детских садах и школах. Мы стремимся к тому, чтобы школы работали в одну смену, так как по новым государственным образовательным стандартам во вторую смену в школах дети должны получать дополнительное образование. То есть не ученики идут в учреждения допобразования, а специалисты допобразования идут на сетевое сотрудничество со школой. Это и есть единый образовательный процесс – слияние школьной и внеурочной работы. Уже в этом году при наборе в школы мы почувствовали большой приток первоклассников, особенно в поселке Росляково. В итоге вместо запланированных двух первых классов, скорее всего, придется открывать третий класс в параллели. Такая же ситуация и в микрорайоне, где дети пойдут в гимназию. Но родители могут не беспокоиться: и в этом году, и в будущем мест в первых классах всем хватит.
    Кадровый вопрос мы тоже не оставляем без внимания. По мере того, как будут вводиться в строй новые детские сады, открываться новые школьные классы, Управление образования будет проводить работу в плане целевых наборов с Мурманским педагогическим университетом, если потребуется – запрашивать педагогов по всей стране, как это практикует на сегодня наша медицина. Сейчас в Североморске наблюдается отъезд учителей с большим педагогическим стажем в другие регионы в связи с получением жилья, а молодежь пока в школы не спешит.
    Татьяна Васильевна:
    «Где и когда будет размещена информация по вакансиям для работников в строящихся детских садах? Я сама педагог, пока в декретном отпуске, но хочу заранее все спланировать».
    - Приходите в Управление образования, кабинет №65, захватите с собой резюме, где обязательно пропишите все ваши возможности, образование, опыт работы, если имеется. Мы уже принимаем резюме от желающих работать в новом детском саду. Как только точно будем знать дату открытия сада, вместе с заведующей начнем приглашать людей на собеседование. 
    Андрей Колесов:
    «Сколько денег выделяется из городского бюджета на ремонт в школьных кабинетах, и почему этих средств ежегодно не хватает? Родители или сдают деньги, или покупают материалы (краску, обои, плинтуса), потому что, естественно, хотят, чтобы их дети учились в комфортной обстановке. А потом сами же и ремонтируют класс».
    - Ежегодно я собираю руководителей школ и веду с ними серьезный разговор о недопустимости подобных сборов. Тем не менее, жалобы от родителей продолжают поступать. Средств на ремонт предостаточно в каждом образовательном учреждении, поэтому категорически запрещен сбор денег. По всем случаям сбора денежных средств, материалов прошу родителей обращаться лично ко мне. В Законе «Об образовании» сказано о возможности школы иметь добровольные пожертвования, но только через бухгалтерию на счет школы, но ни в коем случае никаких наличных средств в конвертах, ведь это уже коррупционная составляющая. В этом году почти 80 миллионов из бюджета выделено на ремонт в образовательных учреждениях. То же самое и в детских садах, где у нас особо активные воспитатели собирают деньги на туалетную бумагу, влажные салфетки, чистящие средства, канцелярские товары или просят родителей самим все это закупить и принести в группу. Повторяю: это незаконно. У детских садов есть статьи расходов на закупку подобных вещей. Кроме того, в детских садах закуплены интерактивные комплексы, компьютеры, робототехника, развивающие игры, книги, конструкторы. Так что денег на образовательные учреждения выделяется предостаточно, это я вам говорю как главный распорядитель средств.
    Лариса Рябинина:
    «Здравствуйте. Моя дочь учится в СШ №10, и я каждый раз волнуюсь, когда у них физкультура на улице, потому что они бегают или вокруг школы, или на улице. Как продвигается решение вопроса о том, чтобы проводить физкультуру на стадионе?»
    - Сегодня центральный стадион Североморска относится к ЦСКА и является автономным учреждением, а значит, даже командование Северным флотом не имеет на них никакого влияния. Когда стадион был во флотском ведомстве, по нашему письменному обращению к руководству СФ дети из СШ №10 и №12 бесплатно занимались на стадионе, здесь круглогодично проходили школьные спартакиады, школьный парад в День выпускника и так далее. Как только объект перешел в новое подчинение и получил новый статус – автономное учреждение, – все услуги стали платными. Школы не могут тратить свои деньги на оплату годичной аренды стадиона: это нецелевое расходование средств. Конечно, это не дело, когда уроки физкультуры проходят на городских улицах или вокруг школ. Руководство города сейчас прилагает все усилия, чтобы ситуацию переломить. Глава администрации ЗАТО Североморск Ирина Норина недавно была в командировке в Москве и рассказала об этой проблеме в Комитете имущественных отношений Минобороны. Надеюсь, мы найдем понимание в том, что школьники должны заниматься на стадионе бесплатно. Ведь и Президент РФ говорит о том, чтобы использовать все возможности для развития детского спорта, тем более что с 1 сентября вводятся ГТО. Где ученики, молодежь будут эти нормативы отрабатывать и сдавать? А если отойти от всех законов и документов и взглянуть на ситуацию чисто по-человечески, то меня беспокоит ситуация: почему мы собственным детям отказываем в такой малости?
    Екатерина Ярова:
    «Почему начальная школа занимается по субботам? К примеру, в Петербурге у 1-4 классов пятидневка, и дети имеют два полноценных выходных. А у нас ставят ИЗО, музыку, труд на субботу, хотя можно было бы их поставить последним уроком в будние дни».
    - В Москве и Петербурге действительно дети в начальной школе занимаются пять дней в неделю. Что такое пятидневка? Это сокращение количества часов, то есть где-то программа будет сокращена. В начальной школе, как и на всех ступенях образования, вводятся новые государственные образовательные стандарты, а не выполнить их – значит ухудшить качество образования не только в начальной школе, но и на последующих ступенях. По санитарно-эпидемиологическим нормам не проговаривается количество учебных дней в неделю, каждая школа самостоятельно прописывает это в своем уставе. На субботу ставятся легкие предметы. Если их раскидать по пяти дням, то дети будут перегружены каждый день, а это на Крайнем Севере на детском организме сказывается быстро. Поэтому мы даже ввели дополнительные каникулы, чтобы ученики немножко пришли в себя после полярной ночи.
    Игорь Захарченко, пенсионер:
    «Помню, раньше в городе как минимум было три подростковых клуба: «Альбатрос» от СШ №11, «Северное сияние» от СШ №12 и «Ровесник» от СШ №1. Что сегодня с этими клубами, не планируется ли их возрождение?»
    - Когда-то действительно существовали подростковые клубы при домоуправлениях, которые от квартирной платы отчисляли три процента на содержание этих клубов. Они существовали именно при домоуправлениях, а не при школах. Как только с домоуправлений была снята эта функция, клубы закрылись. Возьмем «Альбатрос»: когда-то школа №11 настояла, чтобы этот клуб закрепили за ней, так как в то время школы были переполнены, и проводить факультативы, кружки, внеклассные занятия было негде. Затем учеников стало меньше, и у школы появилась возможность обеспечить своих учеников допобразованием в стенах учреждения. В 2011 году директор СШ №11 обратилась в Комитет имущественных отношений с тем, чтобы это помещение изъяли из оперативного управления школы и передали в муниципальную казну. Похожая судьба и у других подростковых клубов. Они были необходимы в то время, когда допобразование переживало не лучшие времена и была необходимость в клубах по интересам. Сегодня детям и подросткам есть чем заниматься во внеурочное время и в стенах родной школы, и в многочисленных учреждениях дополнительного образования.
    Сергей Трофимов:
    «Слышал, что в СШ №9 со следующего учебного года будет вводиться эксперимент по питанию. Это так?»
    - Действительно, СШ №9 выбрана для апробирования системы питания по типу «шведский стол». Это нововведение коснется только старшеклассников. Уже закуплено оборудование для столовой, за лето его должны смонтировать. Подобные эксперименты стали возможны после организации в Североморске Центра здорового питания школьников. Сейчас практически во всех муниципалитетах идут по тому же пути – централизованная закупка продуктов питания и приготовление пищи в школах. Считаю работу нашего Центра хорошей, мы уже подняли процент горячего питания североморских школьников с 40% до 83%, до конца 2014 года планируем довести эту цифру до 90%.
    Алена Андреевна, п.Росляково:
    «Слышала, что с этого года можно будет пересдавать ЕГЭ несколько раз подряд. В Североморске это возможно?»
    - Если учащийся по обязательным предметам получил двойку или по болезни не смог присутствовать на ЕГЭ, то можно пересдать в специально отведенные для этого дополнительные экзаменационные дни. Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора, недавно отметил, что рассматривается вопрос о возможности пересдавать экзамен в течение года многократно. Но сколько это «многократно» и в каких случаях, пока не уточняется. По России будут созданы 4 единых специальных центра для принятия пересдачи ЕГЭ: в Сыктывкаре, Махачкале, Нальчике и Пятигорске. Но из Мурманской области далеко не каждый поедет в эти города для пересдачи. Понимают это и на федеральном уровне, поэтому вопрос о количестве пересдач ЕГЭ и об открытии центров приема экзаменов еще в стадии обсуждения.

    Записала Наталья СТОЛЯРОВА.

    Фото Иванны МИКИТЕНКО.

    x