Командующий Кольской флотилией разнородных сил СФ вице-адмирал Олег Голубев
Для боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота уже привычным делом стало решение задач в морях Северного Ледовитого океана, а всего 10 лет назад такое казалось дерзкой мечтой. О том, как прошел шестой арктический поход и чем он отличался от предыдущих, в интервью с командующим Кольской флотилией разнородных сил Северного флота вице-адмиралом Олегом Голубевым.
- Олег Вячеславович, в чем главная особенность недавнего похода в Арктику?
- Этот поход был во многом исключительным: числом его участников, состоявшимися учениями, большим количеством проведенных мероприятий и их разноплановостью. Шестой арктический поход надводных сил Северного флота стал одним из самых масштабных мероприятий боевой подготовки 2017 года. В составе отряда в разное время действовали большой противолодочный корабль «Североморск», большие десантные корабли «Кондопога», «Александр Отраковский» и «Георгий Победоносец», гидрографическое судно «Сенеж», а также суда обеспечения: танкер «Сергей Осипов», спасательный буксир «Памир», килекторное судно КИЛ-164.
- Какие задачи стали приоритетными?
- Главная – участие в межвидовом тактическом учении, которое проходило под руководством командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Анатольевича Евменова на Таймыре. Кроме того, демонстрация военно-морского присутствия в Арктике, изучение новых районов плавания в высоких широтах.
- Как североморцев встретили жители столицы Таймыра?
- Для населения Дудинки приход 18 августа отряда кораблей стал ярким событием в жизни полуострова. Нам были рады от души. Головным кораблем шел БПК «Североморск», мы ошвартовались и первое, что увидели, целый автобус местных шаманов. Оказалось, это приехали в национальных костюмах артисты народного самодеятельного ансамбля «Хейро», что в переводе с долганского языка означает «восходящее солнце». На причале нас радушно встречало руководство Дудинки и муниципального района, а также представители пяти народов Таймыра: ня, ненцы, энцы, долганы и эвенки. Мы не ожидали, что нам окажут такой теплый прием с угощением северными яствами, хлебом-солью. Ансамбль «Хейро» сразу дал концерт для экипажа, исполнил танцы с бубнами, что вызвало восторг моряков.
- Как проходило межвидовое тактическое учение?
- На Таймыре мы пробыли две недели. После выгрузки наши подразделения совершили марш в район проведения операции на плато Путорана. По легенде учения в районе Дудинки террористы заминировали берег и захватили важный промышленный объект. Объединенная группировка сил Северного флота при поддержке авиации и спецназа ЦВО обеспечила высадку десанта на необорудованное побережье для наступления вглубь полуострова Таймыр. Наши десантные корабли провели выгрузку более 50 единиц колесной и гусеничной техники морской пехоты, арктической бригады и соединения Воздушно-десантных войск. Командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Анатольевич Евменов отметил, что при совместном выполнении поставленных задач удалось достичь высокого уровня взаимодействия участников, что и было главной целью учения.
- Интернет облетели яркие фотографии приема таймырских школьников в юнармейцы. Это проходило на борту БПК «Североморск»?
- Да. Много хороших памятных событий произошло в те дни, так как прибытие кораблей на Таймыр пришлось на празднование 75-летней годовщины обороны Диксона и 350-летия города Дудинки. Североморцы дали уроки мужества в 36 школах, детских домах и колледже Дудинки и Норильска, рассказали об особенностях службы на Северном флоте. Мы провели товарищеские встречи с местными командами по хоккею, футболу, волейболу, ознакомились с главными достопримечательностями. Ансамбль песни и пляски Северного флота дал несколько великолепных концертов. БДК «Кондопога» и БПК «Североморск» были открыты для показа местным жителям и приняли более 10 тысяч посетителей. Причем, никто из детей с корабля без подарка не ушел. Но особенно памятными эти дни стали для школьников: на борту БПК «Североморск» в торжественной обстановке мы приняли за четыре раза более 300 таймырских ребят в ряды движения «Юнармия».
- Чем отличалась вторая часть похода?
- Покинув Таймыр, продолжили поход по морям Северного Ледовитого океана. Североморцы совершили высадку морского десанта на бронетехнике на самую северную материковую часть Евразии – мыс Челюскин, на острова Котельный и Голомянный. Кроме того, состоялись учения по охране островной зоны и морского побережья России в Арктике с выполнением ракетных, зенитных и артиллерийских стрельб.
- Каковы главные достижения арктического похода?
- Моряки получили большой опыт плавания: проход из Карского моря до порта Дудинка был очень сложным в навигационном отношении и занял 38 часов. Впервые в истории БПК «Североморск» – корабль океанской зоны – поднялся по Енисею, широкой, но мелкой реке, и ошвартовался в Дудинке.
Десантные корабли получили большой опыт высадки пехоты на арктической территории. Учения проходили практически без подготовки: мы приходили, за несколько часов оценивали обстановку, согласовывали с местной администрацией и вскоре начинали действовать.
- Можно ли утверждать, что Арктика экзаменует моряков?
- Конечно. Для меня это был уже четвертый поход в Арктику, и я вижу, насколько каждое плавание в высоких широтах становится серьезным экзаменом для экипажей кораблей. В Арктике особенно проявляются профессионализм и мастерство моряков-надводников. Видно, чему и как научили личный состав в течение года, так как приходится действовать не по шаблону, а исходя из ситуации. Это касается всех: моряков, летчиков, морских пехотинцев, мотострелков. Скажем, кто раньше подходил к мысу Челюскин? Да никто! А в этом походе впервые БДК подошел к необорудованному побережью и высадил десант. Но сначала мы уточнили глубины, а только потом определили, подходить к берегу здесь или поискать другое место.
Весь опыт, который мы приобрели, уже обобщен, подготовлены подробные отчеты и озвучены на совещаниях. У нас есть предложения для следующих арктических походов, так что продолжим совершенствоваться. Радует, что Северный флот уже стал полноправным хозяином в Арктике.
- Кого можете отметить из командиров?
- Грамотно и уверенно действовали командиры кораблей капитан 1 ранга Анатолий Кожуров (БПК «Североморск»), капитаны 2 ранга Сергей Головин (БДК «Кондопога»), Евгений Алексеев (БДК «Александр Отраковский»), Андрей Жарков (БДК «Георгий Победоносец»), а также капитаны судов обеспечения.
- Олег Вячеславович, что Вы пожелаете североморцам в День моряка-надводника?
- Для каждого командира корабля важнейшая задача – сохранение жизни и здоровья личного состава, и об этом всегда надо помнить. Желаю всем мирного неба, новых интересных походов, крепкого здоровья, бодрости духа и большого личного счастья.
- Спасибо за беседу.
Ольга ВОРОБЬЕВА. Фото автора.
"СВ" №43 от 27.10.2017г.