Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Епископ Североморский и Умбский Митрофан

    В конце 2013 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рукоположил архимандрита Митрофана в епископа Североморского и Умбского. Североморский район был выделен в самостоятельную епархию, вошедшую в состав Мурманской митрополии.

    В преддверии Рождества Христова редакция «СВ» попросила епископа Митрофана ответить на несколько вопросов.

    - Владыка, чем обусловлено решение создать епархию на побережье Баренцева и Белого морей?

    - Это решение созревало не просто как какая-то административная или организационная мера по улучшению деятельности Мурманской епархии РПЦ. Решение по нашей Североморской епархии стоит особняком, это особое благоволение Божье, мудрость руководства страны и нашего священноначалия, в первую очередь, Святейшего Патриарха.

    Президент РФ Владимир Путин в своих недавних выступлениях настойчиво проводит мысль об особом стратегическом значении Арктики, Крайнего Севера в дальнейшей судьбе России. Начиная со следующего года мы станем свидетелями масштабного возрождения стратегической роли, которую играл Северный флот, и она будет даже выше, чем раньше. И, конечно, значение Североморска, а также всех иных форпостов и баз СФ возрастет многократно.

    Ситуация складывается таким образом, что на недра Арктики сейчас активно претендуют многие страны мира и пытаются забрать у нас то, что исконно принадлежало России. А ведь мы подчас бываем недальновидны, беспечны. К примеру: море, исстари называвшееся сначала Скифским, а затем Ледовым и Русским, с чьей-то легкой руки стало называться Баренцевым, вроде как имеющее прямое отношение к голландцам. Столь же легкомысленно на волне революционного куража было упразднено историческое название нашей северной столицы – Романов-на-Мурмане, которое утверждало историческую, державную мощь России в Арктике. Мурманск – нынешнее название города – такой нагрузки не несет и, более того, работает не на нас. Как известно, «мурманы» или «норманы» – старинное название народа Норвегии. Таким образом, дословно «Мурманск» – это «Норвежск», то есть город норвегов либо нечто, принадлежащее норвежцам. Так можно потерять Арктику в целом, а этого допустить нельзя.

    Сейчас создается стратегическое командование Арктического района, что я считаю принципиально важным. Но эти и многие другие задачи на Севере невозможно решить без духовной составляющей, которая на сегодняшний день практически отсутствует.

    В армии и на флоте духовная пустыня. Прежняя квазидуховность и ее суррогаты в виде Морального кодекса строителя коммунизма и прочих идеологем уже не действуют, и на этих крыльях никто не полетит, да не особо и летел. А исконного нашего патриотизма, основанного на тысячелетней традиции, на православной духовности, нет.

    Существуют два отдельных и совершенно не зависящих друг от друга мира: мир Православной церкви и мир армии и флота, в котором правят совершенно иные принципы взаимоотношений, морали, нравственности, даже языка. Язык в армии не совместим с языком молитвы, там язык матерный. Не совместив эти два мира, мы не решим задачу отстаивания наших интересов в Арктике. Нас просто побьют. Таким образом, образование Североморской епархии создает базу для решения важнейшей духовно-стратегической задачи: воссоздания нашей военно-политической мощи на этом северном рубеже.

    - Владыка, мы знаем, что Ваша жизнь связана с Военно-морским флотом, с Североморском. Расскажите о себе.

    - Начну с того, что я потомственный военный моряк. Мой прадед служил еще с адмиралом Макаровым на императорском флоте, отец – участник Великой Отечественной войны капитан 1 ранга подводник, брат – тоже офицер флота.

    В 1976 году я окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, кузницу командирских кадров. Затем окончил Военно-морскую академию имени Кузнецова, но наступили 90-е – и профессионалы в армии стали не востребованы, все стало разваливаться. В 1997 году я по сокращению был уволен в запас в звании капитана 2 ранга, хотя достаточно успешно служил, 12 лет провел на должностях командира кораблей разных классов, затем на штабной работе в Североморске. Тогда казалось, что активный период моей жизни закончился, я вышел на пенсию, но Господу было угодно продолжить мою деятельность в другом качестве.

    В 2000 году я принял монашеский постриг, священный сан и в течение последующих 14 лет служил на Терском берегу, в маленьких отдаленных деревнях, там, где сохранились древние храмы. Село Варзуга стало моим пристанищем, и мне казалось, что я навсегда закрыл свою флотскую страницу, собственно я для этого и уходил в монашество, менял имя и образ жизни.

    То, что Господь вернет меня на флот в новом качестве, что к 60-ти годам мне предложат, согласно «табеля о рангах», стать адмиралом – именно этому званию соответствует сан епископа – стало полной неожиданностью. Меня избрал Святейший Патриарх, Священный синод, и я вернулся в Североморск, к этим улицам, людям, чтобы донести до них то, что я понял в уединении за годы монашеской жизни.

    Североморск сегодняшний отличается от того, из которого я когда-то уехал. Сейчас больше порядка, внешней благоустроенности, но при этом духовная составляющая принципиально не изменилась, к сожалению, город пребывает в состоянии духовной пустоты. Крайне небольшой процент жителей нашел для себя истинный смысл жизни, который открывается лишь верующему человеку. Только верующий человек является истинным человеком. Это его основное отличие от животного мира, потому что довольно разумными бывают и некоторые животные, особенно если посмотреть на наших домашних любимцев.

    - Будет ли под началом Вашего Преосвященства создан совет или сообщество из священников, служащих в воинских частях и на кораблях СФ?

    - Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами Российской Федерации существует уже давно, но пока на уровне Мурманской митрополии. Его руководителем является настоятель морского православного храма Спаса на Водах протоиерей Андрей Амелин. Безусловно, наша епархия примет самое активное, если не определяющее, участие в работе отдела. Уже пятеро священников нашей епархии стоят на штате во флотских соединениях, и их количество будет увеличиваться. Разработан реальный и достаточно напряженный план взаимодействия органов военного управления Северного флота с Североморской епархией на 2014 учебный год. Он будет утвержден командующим СФ и мной. Конкретная помощь как верующим военнослужащим, так и тем, кто еще ищет свой ответ на главный вопрос жизни, будет зависеть от того, в какой мере нам удастся этот план реализовать.

    Вот буквально недавно мы были на авианосце «Адмирал Кузнецов», который готовился к небывало долгому походу и решению важных задач в неспокойном районе. На корабле 2500 человек, я прибыл туда побеседовать с матросами, офицерами, было много индивидуальных вопросов. В основном это молодежь. Ребята беспокоятся, как все у них получится, как перенести столь долгий отрыв от родной земли. Тревоги всякие: у одного бабушка тяжело болеет, другой волнуется, дождется ли его девушка… Это важные внутренние переживания, которыми и должен заниматься священник. Он может дать нужные наставления, помочь духовно. И в первую очередь эта помощь должна быть от Господа, а не от человека, не от психолога. Господь должен согреть душу, человеку необходимо помолиться и почувствовать эту таинственную поддержку Отца нашего Небесного. Я спросил ответственных за воспитание личного состава, где молитвенная комната или церковь корабельная? Мне ответили, что им подарили специальный набор походной церкви, который надо установить в отдельной каюте, но его пока еще не установили.

    Конечно, в подготовке к дальнему морскому походу все важно: картошку и морковь завезти, учения провести… Но вот духовная составляющая находится пока даже не на последнем месте, а вообще ни на каком. Поэтому все будет зависеть от понимания командирами, начальниками важности того, что мы собираемся делать. Пока мы в самом начале пути.

    - В каком режиме Вы как правящий архиерей будете работать с североморскими верующими вне храма? Как и где будет организован прием верующих?

    - Работа с верующими вне храма, помимо богослужений, конечно же будет вестись. Будет назначен приемный день, возможно, вторник, с утра до обеда. Это будет время для решения конкретных вопросов верующих, таких как проблемы при расторжении брака, сложности и вопросы крещения, венчания и прочее. Временно моя резиденция будет находиться в приходе церкви святого Андрея Первозванного, по адресу ул. Комсомольская, д.23.

    Более широкие площадки для диалога и встреч с североморцами, конечно, тоже нужны. Одну из них можно организовать, например, на базе Центральной городской библиотеки. До этого я работал с библиотеками Терского берега, Кандалакшского района, с Мурманской областной научной библиотекой. У меня много исторических работ, признанных краеведами, историками, в том числе и в Центральной России, и в Москве. Имею в своем арсенале диссертацию, написанную в ПСТГУ на кафедре истории Русской Церкви на тему: «Прп. Трифон Печенгский и история Печенгского монастыря». Сейчас пишу докторскую на тему: «История просвещения Кольского края». Мы сейчас открываем вещи, которые просто вызывают удивление. В селе Варзуга прошедшим летом силами карельских ученых были проведены археологические работы. Благодаря им установлено, что первая церковь на Кольском полуострове – Никольская в селе Варзуга – была основана в 1325 году, а мы все считали, что в XVI веке. Заполярье – исконно русская земля, и это вопрос опять же стратегический, эта земля принадлежит нам очень давно. История России есть история православия. История нашего Севера не ограничивается советским периодом и трагедией спецпереселенцев, а уходит вглубь веков. Вот об этом я и буду говорить с североморцами.

    - Владыка, какие изменения в структуре, в жизни Североморской епархии ожидаются в ближайшем будущем?

    - Прежде всего, должны произойти изменения в образе жизни священников Североморской епархии. Они должны стать учителями, способными взрастить вокруг себя достаточное количество новых священнослужителей и последователей.

    Экипажи и воинские части запрашивают у нас священников. Другое дело, что не все военачальники понимают, что священник – это человек, у которого в части должна быть церковь, где он будет служить Господу, а не кабинет, где он будет сидеть под знаменем и портретом вождя.

    Недавно Президент РФ обозначил задачу создания мощной авиационной базы в Североморске-1 как одно из главных направлений работы в Арктической зоне. Какие же стратегические задачи можно решать в этом гарнизоне, если у летчиков и их семей нет храма?!

    - Насколько публичным человеком Вы планируете быть, станете ли принимать участие в общественных советах, публичных слушаниях, общегородских мероприятиях?

    - В этом вопросе я буду, прежде всего, ориентироваться на деятельность Святейшего Патриарха. Сейчас священник должен быть с народом не только в храме во время богослужения, а по сути непрерывно. Надо спасать Россию после безвременья XX века. Сколько людей мы сможем привлечь, зажечь словом, столько Господь и даст нам награды по итогам нашей земной жизни. Так что я планирую в полной мере участвовать в общественной жизни города, в публичных мероприятиях.

    - Какие основные проблемы сегодня стоят перед Североморской епархией и каковы пути их решения?

    - Первоочередные проблемы носят организационный характер: нет здания или помещений для епархиального управления. Я вот поселился в квартире, где надо бы для начала хоть обои поклеить.

    Все эти бытовые вещи стараюсь отодвинуть на второй план, а впереди поставить задачу служения людям и общения с людьми: работа на приходах, архиерейские службы, посещение воинских частей и кораблей. Мне необходимо увидеть свою паству, потому что Господь говорит с нами не громом и молниями, а через встречи с людьми, через беседы с теми, кого он нам посылает.

    В результате общения и должны появиться те люди, которых Господь называл «солью земли», которые препятствуют гниению мира, разложению общества. Только тогда произойдет «осоление» народа за счет христиан, которые не дадут ему загнить окончательно.

    Вспомним историю о том, как Господь явился Аврааму в виде трех Ангелов, перед тем как покарать города древности Содом и Гоморру (Быт. 19). Авраам спрашивал Господа, пощадит ли он эти города ради десяти праведников. «Не истреблю ради десяти», – сказал Господь. Но, увы, не нашлось этого минимума праведников в тех развращенных городах, и ныне на их месте безжизненное Мертвое море.

    Так и в нашей жизни: ради праведников, которые есть истинные христиане, которые берегутся от греха и исполняют заповеди Божьи, ради них сохраняется наш мир, сохраняется цивилизация, продолжается история.

    - Владыка, большое спасибо за беседу.

    Записала Наталья СТОЛЯРОВА.

    Добавить комментарий
    x