Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Директор Комплексного центра социального обслуживания населения Владимир Бирюков

    Одиночество, возраст, болезни, другие жизненные обстоятельства иногда не позволяют самостоятельно справляться даже с самыми элементарными бытовыми делами. В таких случаях помощи стоит ждать от государства, которое на законодательном уровне закрепляет за некоторыми категориями граждан право на получение бесплатных социальных услуг.

    В ЗАТО Североморск оказанием социальных услуг, как на дому, так и в условиях стационара и полустационара, занимается Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН). К директору учреждения Владимиру Бирюкову мы и обратились с вопросами о социальной помощи на дому.

    - Владимир Константинович, где можно ознакомиться с перечнем надомных социальных услуг?

    - Перечень социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, утвержден Приказом Министерства соцразвития Мурманской области в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 года №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Законом Мурманской области от 19.12.2014 года №1818-01 «О социальном обслуживании граждан в Мурманской области». Если говорить о видах соцуслуг, то существуют социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые, социально-трудовые. Вы заметили, что все виды услуг имеют приставку «социально»? К примеру, социально-медицинская услуга выражается не в прямом оказании лицензированной медицинской помощи, а в сопровождении, когда соцработник вызывает такси и сопровождает человека в поликлинику и обратно домой, помогает добраться до медучреждения при плановой госпитализации, покупает лекарства в аптеке. Социально-трудовые и социально-правовые услуги заключаются в помощи при сборе пакета документов, в правильном составлении заявлений, обращений, в том числе и в Центр занятости населения.

    Наиболее востребованные услуги на дому – социально-бытовые. Сюда входят покупка за счет средств получателя услуг продуктов питания, промышленных товаров, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов; помощь в приготовлении пищи, в приеме пищи, оплата квитанций, сдача вещей в химчистку.

    - Сколько североморцев на сегодняшний день являются получателями соцуслуг на дому, и кто занимается оказанием этих услуг?

    - В составе КЦСОН есть отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Сейчас 162 североморца находятся на соцобслуживании в этом отделении, из них 148 – граждане пожилого возраста и инвалиды и 14 – дети-инвалиды.

    В штате отделения 12 социальных работников, специалист по социальной работе, специалист по реабилитации инвалидов, заведующая отделением социального обслуживания на дому Елена Александровна Ваняйкина. У нас полная укомплектованность штата в отделении, соцработники трудятся в полном объеме. На начало этого года в надомных услугах нуждались 130 граждан пожилого возраста и инвалидов и 12 детей-инвалидов. Сейчас 162 североморца находятся на соцобслуживании в этом отделении, из них 148 граждане пожилого возраста и инвалиды и 14 детей-инвалидов. Потребность в услугах отделения растет, но бесконечно число получателей услуг увеличиваться не может. Тогда это уже начнет сказываться на качестве, да и физически обслужить большое число граждан будет невозможно. Однако, стоит понимать, что кому-то из наших граждан требуется почти ежедневный уход на дому, а кто-то дома справляется со всем сам, а вот выйти на улицу для покупок, оплаты квитанций для него сложно.

    - Расскажите, пожалуйста, кто имеет право на получение бесплатных социальных услуг на дому?

    - Бесплатно получать соцуслуги на дому могут участники и инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы участников и инвалидов ВОВ, люди, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов, несовершеннолетние дети, а также граждане, имеющие на момент обращения среднедушевой доход ниже или равный предельной величине среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг. Сегодня эта сумма равна 24 276 рублей. Эта величина устанавливается в соответствии с Законом Мурманской области от 19.12.2014г. №1818-01. За плату или частичную плату соцуслуги на дому оказываются гражданам, чей среднедушевой доход выше обозначенной величины.

    - Как стать получателем социальных услуг на дому?

    - Основанием для рассмотрения возможности предоставления соцуслуг в форме соцобслуживания на дому является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений. Подавать заявления можно в Межрайонный центр соцподдержки населения (ул.Ломоносова, 8) либо в КЦСОН (ул.Гвардейская, 5).

    На первом этапе достаточно только заявления, затем комиссия проведет обследование помещения, где проживает потенциальный получатель социальных услуг, далее совместно с гражданином составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, где прописывается объем и регулярность предоставления соцуслуг. Срок действия договора устанавливается или самим гражданином, или его представителем. За прошедший год не было ни одного случая, чтобы гражданину, обратившемуся за социальными услугами, комиссией было отказано. Североморцы совершенно адекватно оценивают свои возможности и обращаются за помощью, когда она им действительно необходима.

    Существуют стандарты предоставления социальных услуг, к примеру, покупка газет и журналов – раз в неделю, помощь в приготовлении пищи – раз в два дня. Количество оказания социальных услуг определяется стандартом, количество дополнительных платных услуг определяется самим получателем.

    - Владимир Константинович, кто следит за качеством предоставления надомных услуг? Куда жаловаться тем, кто недоволен оказанной соцуслугой?

    - Качество оказания соцуслуг контролируется на нескольких уровнях: внутренний контроль производится комиссией нашего учреждения, внешний – Министерством социального развития Мурманской области, Общественным советом при Министерстве социального развития Мурманской области. Проверки проходят как планово, так и по обращению граждан.

    Конечно, оценить, к примеру, качество мытья пола можно объективно и субъективно. Объективно – комиссия проверит регулярность оказания услуги в соответствии со стандартом, сколько раз мыли пол. А вот с субъективным контролем сложнее, однако мы никогда не доводим дело до конфликта, сразу после обращения разбираемся в ситуации. Вот недавно было обращение пожилой североморки о том, что соцработник стал меньше ее посещать. Мы провели проверку, выяснили, что количество посещений соцработника как было, так и осталось неизменным, а потребность в более частом посещении появилась после отъезда родственницы этой пожилой гражданки в отпуск, которая и навещала ее в промежутках между посещениями соцработника.

    Пожилые люди очень чувствительны к грубости, невоспитанности, поэтому немало внимания мы уделяем всему, что касается культуры общения соцработников с нашими бабушками и дедушками. Существует «Кодекс этики социального работника», и всем работникам вменено в обязанность соблюдение этого кодекса. Ежемесячно мы проводим собрание коллектива и еще раз напоминаем, что доброе отношение к нашим подопечным лежит в основе оказания социальных услуг. В нашем учреждении, как и во всей социальной сфере, случайных людей нет. Если человек приходит к нам работать, но не может проявить тактичность, милосердие, он долго не продержится: профнепригодность проявится в нервозности, отторжении от этой среды. Так что те, кто работает у нас, прошли проверку самой социальной работой, и мне приятно слышать слова благодарности за социальных работников от наших бабушек и дедушек.

    - Возможно ли сотрудничество КЦСОН в плане оказания соцуслуг с негосударственными поставщиками соцуслуг?

    - Сотрудничество с негосударственными поставщиками социальных услуг происходит на уровне Министерства социального развития региона, так как эти организации после признания их учреждениями, предоставляющими соцуслуги, имеют право на получение субсидий, а это уже уровень субъекта федерации. Мы, конечно, будем приветствовать появление в нашем городе коммерческих организаций, оказывающих соцуслуги и работающими с нами в параллели, ведь мы не конкуренты, мы единомышленники. Да и государственная политика сегодня направлена на то, чтобы развивать сферу оказания соцуслуг, в том числе и через частный бизнес.

    - Спасибо за беседу.

    Наталья СТОЛЯРОВА. Фото автора.
    "СВ" №35 от 01.09.2017.

    x