Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Мэр Мурманска Алексей Веллер и депутат Мурманской областной думы, председатель Комитета по вопросам безопасности, ВПК, делам военнослужащих и ЗАТО Алексей Лященко

    Мурманские политики побывали на «Деловом завтраке» в питерском филиале «Российской газеты». Такой формат диалога в печатном издании федерального правительства практикуется уже давно. И каждый раз журналисты приглашают к себе самых интересных собеседников. На этот раз ими стали мэр Мурманска Алексей Веллер и депутат Мурманской областной думы, председатель Комитета по вопросам безопасности, ВПК, делам военнослужащих и ЗАТО Алексей Лященко.

    День сегодняшний арктических территорий для «Российской газеты» в приоритете. Отсюда и повод к приглашению заполярных гостей. За последние годы в этом направлении проделана огромная работа. Подписан указ Президента о формировании сухопутной части арктических территорий РФ, куда полностью вошла область. Утверждена стратегия развития Арктики. Продолжается строительство крупных стратегических объектов на севере страны. Все это является двигателем развития многих регионов. Журналистов федерального издания интересует буквально все. Разговор начался с подготовки к празднованию 100-летия Мурманска.
    Столетие Мурманска – не финиш, а старт

    - До столетия Мурманска осталось совсем немного. Все ли идет по графику?

    Алексей Веллер:
    - Пожалуй, самый глобальный проект к столетию города – это реконструкция объездной дороги. Областной центр получит свыше 20 километров современной автотрассы первой категории – и конечно для города это серьезное улучшение. Мурманск вытянут вдоль Кольского залива на 25 километров. Я часто привожу пример: диаметр Москвы примерно сопоставим с этой цифрой. Это такая маленькая узенькая полоска. Но очень большое количество людей перемещается ежедневно из одного района города в другой. У автомобилистов возникают сложности. Есть несколько узких мест внутри города, где трафик превращался в атрибут столичной жизни, то есть появлялись пробки. Наличие современной скоростной безопасной дороги позволит разгрузить город.

    - «К 100-летию Мурманска без деревяшек!». Как эта цель будет достигнута?

    Алексей Веллер:
    - В 2010 году новая команда городских управленцев приступила к своим обязанностям. Первое, что сделали, провели полную ревизию аварийных домов и домов пониженной капитальности, в просторечии ветхих. На тот момент в Мурманске насчитывалось 384 таких дома и проживало в них порядка девяти тысяч человек. На дворе XXI век, Мурманск – столица развития Арктики, а у нас девять тысяч человек в арктических условиях пользуются туалетом во дворе. Тогда родился этот слоган: «К 100-летию Мурманска без деревяшек!». Укрупненные цифры таковы: на переселение направлено около полутора миллиардов рублей за годы с 2011 по 2016. На сегодняшний день переселено уже 1600 человек, и к концу года перешагнем цифру 2000 человек. Федеральная программа предполагает, что в 2017 году должны быть переселены граждане из аварийных домов, которые признаны таковыми на 1 января 2012 года. Так вот, эта программа будет выполнена даже с опережением! Тем, кто хочет действительно оценить масштаб работы, которая проделана, я назвал цифры. На конец года порядка 2 тысяч человек, наконец, перебрались в нормальные комфортные современные квартиры. Они их получают в собственность. Причем бесплатно.

    - Программа реконструкции парков и скверов у всех на слуху. Какие достижения в области благоустройства?

    Алексей Веллер:
    - Благоустройство города – это третья часть программы подготовки к юбилею, за которую отвечал муниципалитет. К юбилею практически 27 скверов и парков будут готовы. Но это не конечная цифра. Всего в городе 53 зоны озеленения. Большая часть сделана. Начинали с центра города. В каждом микрорайоне есть сквер, в котором проведена реконструкция. Я думаю, что после столетия эта работа будет продолжаться. На следующий день после праздника начинается второй этап – это второе столетие. Я предполагаю, что все основные программы, которые в Мурманске осуществлялись в течение последних пяти лет, будут продолжены.

    Развитие арктических территорий для «Российской газеты» в приоритете. Алексей Лященко – депутат Мурманской областной думы, член президиума Государственной комиссии по развитию Арктики – отметил, что Мурманская область была определена как пилотный проект по реализации такого понятия, как опорная зона арктических территорий. И Мурманск как центр российской арктической инфраструктуры уже является современной площадкой для расширения возможностей освоения северных территорий.

    - Вопрос к Алексею Лященко. Вы председатель Комитета по вопросам безопасности, ВПК, делам военнослужащих и ЗАТО Мурманской областной думы, станет ли законопроект «О развитии Арктических территорий» реальным механизмом, который сделает жизнь северян лучше?

    - Конечно. Мурманск является одной из опорных точек Севморпути, дальнейшее развитие которого откроет новую страницу в истории российского грузооборота. Обновление ледокольного флота – закупка буксиров – первый шаг к созданию логистического узла. По узловому принципу развиваются все торговые пути. Например, суда, курсирующие через Суэцкий канал, следуют от города к городу, по пути выполняя множество задач. На Северном морском пути опорные пункты – это Мурманск, Салехард, Дудинка, Петропавловск-Камчатский и Владивосток. Предполагается, что со временем из этих точек будут отправляться грузы не только далее по Северному морскому пути, но и по рекам, что откроет новую страницу в российской грузоперевозке.
    Был подписан указ Президента России по формированию сухопутной части арктической территории Российской Федерации, в которую вошли несколько субъектов, в том числе и Мурманская область. Таким образом, арктическая часть Российской Федерации была вынесена в объект государственной политики, что позволило уже перейти к формированию и федеральных законов, и законопроекта о развитии Арктики, над которым сейчас ведется активная работа.

    - Мурманская область была определена как пилотный проект под реализацию такого понятия, как «опорная зона арктических территорий». Что это такое?

    Алексей Лященко:
    - Это часть субъекта Российской Федерации, в котором будут созданы условия для социально-экономического развития. Это и налоговые преференции, и дополнительные средства на развитие инфраструктуры. В том числе на строительство ледокольного флота в Санкт-Петербурге. Это также учебные заведения, которые будут готовить специалистов для работы в арктических территориях.

    Что нужно сделать в перспективе?

    Алексей Лященко:
    - Инфраструктура мертва без людей. Надо уделить внимание качеству жизни в Заполярье, в частности, в Мурманске. Хотелось бы отметить активность жителей Мурманска. Они возлагают надежды на законопроект "О развитии Арктических территорий" и активно участвуют в его формировании. Критерии жизни в Заполярье отличаются от центральных районов России. В различных аспектах. Реализовать социальные гарантии людей, которые живут в Заполярье, – главная задача. Создать условия, которые будут привлекать молодых специалистов из других регионов, которые будет приезжать работать в Мурманскую область и другие арктические районы страны. Наверное, этому и должна быть посвящена работа – созданию комфортных условий жизни. Мурманск – это место, где возможна реализация способностей, знаний. Здесь действуют социальные лифты, в Заполярье может приехать молодой человек по окончанию вуза и применить свой потенциал, реализовать себя как личность. Ведь патриотизм должен питаться не только памятью. Он должен быть деятельным.

    Тамара БРЕВНОВА.
    Фото автора.

    x