Только в песнях да на бумаге остается дыхание времени...
Родная газета – это как любимое чадо: выношенное, выстраданное, вымученное.
Смотришь на свежий номер и любуешься, но каждый раз кажется, что можно лучше, интереснее, ярче... Именно с таким настроением творческий коллектив каждый раз приступает к созданию нового выпуска.
Уже в четверг, когда рожденный номер только отправляется в типографию, тут же начинается подготовка следующего. Каждый холит и лелеет свои идеи, замыслы, наработки, с ними и отправляются журналисты на общую планерку в кабинет главного редактора. И там, в святая святых, будущий номер обретает более-менее внятные контуры. Становится понятно, о чем, о ком, как и кем будет написана новая страница в истории издания и города.
Пятницу в масштабе всего цикла создания номера можно назвать днем релаксации. Именно в этот день можно немного расслабиться, не гоняться за строкой, а спокойно договариваться о новых встречах с героями будущих статей. Оторваться от реальности мешает плотно засевший в мозгах девиз ответственного секретаря: «Торопиться не стоит, но материалы надо сдать вчера».
Та же пятница для отдела распространения и бухгалтерии – самый напряженный день. Идет продажа газеты, и это вам не хухры-мухры. Деньги счет любят, а каждый экземпляр – живые рублики. Поэтому за тем, чтобы ни один номерок случайно не затерялся, строго следит главный бухгалтер.
Вообще, бухгалтерия незримо властвует над всем. В кабинете с надписью на двери «просьба входить по одному» свято чтят бюджетный кодекс и умеют экономить так, чтобы остальной коллектив редакции этого не ощущал.
Самый независимый человек в редакции – наша уборщица. Независимо от дня недели она работает одинаково интенсивно.
Выходные? Выходные есть у всех нормальных людей, к которым журналисты не относятся. В эти дни они приобщаются к искусству, посещая выставки, концерты, творческие вечера или, в периоды культурных штилей, идут в народ собирать новости и слухи, выяснять, что заботит горожан. В общем, выпуск номера похлеще разведдеятельности – носы должны быть по ветру, а ухо – востро.
В понедельник корреспонденты зорким оком обозревают непаханое поле информации, которую удалось собрать за выходные, и ничтоже сумняшеся берутся за перо. Но понедельник день тяжелый, нетворческий, невдохновенный и, не побоимся этого слова, непродуктивный. Однако есть среди нас девушка, к которой это все не относится – выпускающий редактор. По долгу службы она живет в газетном будущем, так как создание тематических полос на грядущий номер для нее заканчивается, когда еще не утихли страсти по предыдущему.
Еще один человек, востребованный ежедневно и безусловно, – секретарь. Специфика работы редакции такова, что не все и не всегда находятся на своих местах, и именно она помогает не упустить важную информацию, интересного человека, нужный звонок.
Граница между полусонным понедельником и активным вторником проходит где-то в 9.30 утра вторника, когда с низкого старта и... полетели встречи, консультации, сверки, затрезвонили телефоны, защелкали затворы фотоаппаратов. И тексты широкой рекой полились на газетные полосы-макеты. Самое время для активного включения в работу технического отдела. Вторник, среда и первая половина четверга – час пик для верстальщиков. Они нарасхват – их атакуют все: от корреспондентов, которым вдруг необходимо отсканировать фото замечательных людей, до ответственного секретаря и даже самого главного редактора.
Роль последних в жизни журналистов «СВ» особенно выпукла в среду. Спинным мозгом каждый чувствует, что за ним следят, от него ждут возможного, а порой и невозможного, и, сделав очередной нечеловеческий рывок, он оправдывает ожидания – сдает-таки материалы. Такое творческое бурление в середине недели объясняется тем, что в среду пишется, корректируется и верстается львиная доля газетных статей. В этот же день заведующая отделом рекламы в тандеме с вертсальщиками компонует самые дорогие полосы в газете – рекламно-информационные. Корректоры, в свою очередь, пропускают всю информацию сквозь мелкое сито великого и могучего русского языка, где застревают орфографические, грамматические, пунктуационные и речевые ошибки. К концу дня все собратья по перу, умаявшись, расходятся по домам, и только печально-голодный дежурный корреспондент продолжает до позднего вечера вычитывать тексты. Он назначен свежей головой.
Утро четверга застает всех на рабочих местах, так как зачастую газетный материал, такой ладный и отутюженный вчера, сегодня безжалостно перекраивается в связи с вновь поступившими вводными. А еще утро четверга уходит на опознание лиц, запечатленных на снимках фотографом (ведь «все снимки должны быть подписаны» – непреложное мнение нашего редактора). Затем все затихает, и перед отправкой номера в печать главный редактор просматривает полосы, и то, что не увидели корреспонденты, корректоры и ответсек, не укроется от начальственного взора.
Может показаться, что газета появляется благодаря одним только творческим работникам. Но на деле это не совсем так. Это даже совсем не так. Сверстанная, вычитанная и записанная газета покидает редакцию, теперь за нее головой и всеми остальными частями тела отвечает водитель. Через несколько часов он мчится из типографии с еще теплым тиражом.
Свежий номер, вопреки всякой логике, не попадает прямиком в редакцию. Водитель, не успев отряхнуть пыль и снег дорог, вновь отправляется в путь, чтобы уже в первые часы пятницы часть тиража появилась в круглосуточных магазинах. В распространении оставшейся части участвует уже тандем водителя и менеджера по рекламе. Таким образом газета попадает в большинство организаций, на предприятия, в киоски МАРПИ. И пока читатели знакомятся с последним номером, в редакции уже кипит работа по созданию новой сверхновостной «СВ».
Аналитически воспарившие над процессом Наталья СТОЛЯРОВА и И.АЛЕКСАНДРОВА.
«Североморские вести» №6 от 09.02.2007.