Нам 50: Рассказ о газете продолжает Марина Грабаровская
«Во главе – читатель». Рассказ о «Североморских вестях» продолжает Марина Грабаровская, главный редактор «СВ» с 2006 по 2019 годы.
– Что газета значит в моей жизни? Еще недавно – все! Здесь была вся жизнь. Если учесть, что пришла я в «Североморку» в 1997-м, когда мне было 35, то понятно, почему. Ребенок подрос, о здоровье не думалось, потому что не доставляло хлопот – самое плодотворное время для работы.
Людмила Петровна Зацарная, главный редактор в то время, взяла меня на период отпуска корректора и наборщицы, а после выхода основных сотрудников – Зинаиды Сердитовой и Татьяны Аникиной – перевела в фотолабораторию, как смеялся Лев Федосеев, «пробирки мыть». А в январе 1998-го приняла на штатную должность в отдел рекламы и распространения. Кстати, многие из точек распространения газеты, которые я вводила, действовали и в 2019-м, когда я ушла из газеты.
Потом случайно стала корреспондентом. Нужен был материал ко Дню семьи, и я предложила написать о многодетной семье, а инициатива, как известно, наказуема – и писать поручили мне. Андрею Чепому материал понравился, он был ответственным секретарем, Людмиле Петровне – тоже, так и пошло.
Хорошее было руководство. Профессионалы. Грамотные, требовательные. Андрей не прощал ошибок в тексте, прежде всего логических и фактических, учил выстраивать материал так, чтобы цепляло, чтобы хотелось дочитать до конца. Людмила Петровна, редактор по призванию, очень трепетно относилась к эстетике газетной полосы. Здесь нет мелочей, все имеет значение: шрифт, размер, интерлиньяж, количество колонок. Ну подумаешь, лишний пробел между словами!? «Нет, – говорила Людмила Петровна, – ничто не должно раздражать читателя, затруднять восприятие». Не допускала разностильности в верстке. И это в то время, когда газета только перешла на компьютерную верстку, и возможности компьютерной технологии, офсета еще не были выявлены в полной мере, а приемы, апробированные при высоком способе печати, «спорили» с офсетными. По инициативе Людмилы Петровны мы впервые опробовали цветную верстку, и накануне 1998 года номер вышел с двумя цветными полосами – первой и последней. Конечно, это был не полноцвет, но газета нам казалась такой красивой. О, как мы гордились!
Потом я стала ответсеком. Весной 1999-го уволилась Людмила Зацарная, следом Андрей Чепой. Главным редактором назначили Валерия Валентиновича Казанова, ему срочно требовался помощник, предложил мне. Вот когда пригодились наставления Людмилы Петровны. Стремилась не скатиться к эклектизму: пресекала чрезмерное увлечение подложками, использование слишком интенсивного растрового фона, пренебрежение удобочитаемостью текста. Очень хотелось делать газету профессионально. Валерий Валентинович, сам с удовольствием познающий новое, не отказывал в учебе и сотрудникам. Отправил меня на курсы дизайна и верстки. Да, тогда мы многому могли учиться. Институты усовершенствования предлагали разнообразные курсы по вполне адекватной цене, профессиональное журналистское сообщество организовывало семинары, зарубежные в том числе. В общем, было желание и были возможности.
А в 2006-м Валерий Валентинович переехал в Воронеж, и Виталий Иванович Волошин назначил меня главным редактором газеты. Тут уж пригодились умения и навыки, полученные от всех наставников – и предыдущего руководства газеты, и начальника пресс-службы городской администрации Ирины Васильевны Сталинской, журналиста и человека с большой буквы.
Во главе стоял читатель! Не потому, что он всегда прав, а потому, что мы действительно работаем для него. Газета выходила на 24 полосах, из них 16 были информационными. Если необходимо было опубликовать большое количество «официоза», как мы называли документы администрации города и Совета депутатов, количество полос увеличивалось, неизменным было – 16 информационных, «чтобы было что почитать».
Коллектив газеты был поистине семьей. Мы знали всех мужей/жен, детей, родителей. Вместе отмечали государственные и семейные праздники, радовались личным и профессиональным достижениям и огорчались неудачам, обсуждали литературные новинки и спорили до хрипоты, дружили навек и ругались вусмерть – люди творческие, взрывные. В общем, как во всяком сплоченном коллективе. И газету делали все вместе, независимо от должности. Журналисты перечитывали материалы собратьев по перу, чтобы не допустить неточностей, корректоры вникали в верстку, верстальщики в рекламу, рекламщики в корректуру… Новые рубрики, тематические полосы обсуждали все вместе: бухгалтерия, водитель не оставались в стороне, придумывали новые конкурсы.
С теплотой вспоминаю это время. Я всегда говорила, что мне в жизни крупно повезло: выполняла работу, которую люблю, а мне за это еще и деньги платили.
За последние годы газета очень изменилась. Лучше ли, хуже ли стала – не мне судить. Она стала другой. Время другое, а она, как всегда, в ногу со временем.
По-прежнему стараюсь с утра посмотреть новости на сайте газеты, чтобы быть в курсе городских событий, по пятницам читаю свежий номер в бумажном варианте. И не перестаю восхищаться профессионализмом своих девчонок и мальчишек (уж простите, так до сих пор вас называю).
Фото из архива редакции.
Опубликовано в "СВ" №1 от 06.01.2022.