Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Безобразие? В номер!

Как вы яхту назовете, так она и поплывет, поется в одном известном мультфильме. Переводя эту мысль в плоскость газетного материала, скажем так: статья без звучного оригинального заголовка может остаться незамеченной. Публикация должна привлечь к себе внимание уже одним своим названием.

Удачные заголовки запоминаются их авторам надолго. Например, «Сопка самовывозом», «Ё и права её», «Беспечные против бесчестных», «Бот в помощь». А как вам такое? «Пельмени – разлепить» (видимо, это приказ), «Ватник лучше, чем кастрюля» (цитата из интервью Захара Прилепина), «Показательный развод» (речь всего лишь о разводе личного состава полиции на дежурство). «Рябина на коньяке» (про свиристелей, питающихся перебродившей ягодой).

Но такие перлы у журналистов получаются не всегда. Да и как найти нужные слова, не повториться, когда темы из года в год поднимаются одни и те же, а личный словарный запас – величина практически неизменная.

Заходит, к примеру, речь о снегопадах, и пошли заголовки: «Три дня снегопада», «Последствия обильных снегопадов», «Под снежной насыпью», «Снег как напасть». Похоже, этого врага городу не одолеть. И точно, дальше читаем: «Этот непобедимый снег». А почему не чешутся коммунальщики? Ведь, как гласит следующий заголовок: «Снеговиков» предупредили». Наконец, и они взялись за дело, аж жарко стало, получился «Горячий снег». Но у неба все по собственному плану, о чем и гласит напевный заголовок «А снег идет…». Извини, читатель, зимой на газетных страницах «Передозировка снегом».

Чистота и уборка – тоже не последние в газете темы. «Осенняя уборка», «Косметическая чистка», «Убирать и убирать», наконец, «Чтобы было чисто». А как озаглавливать различные коммунальные рейды, которые объединяют в себе необъединимое? Стреляем краткой очередью. «Двор. Снег. Дорога», «Рейд. Май. Труд», «Трапы. Лифты. Подъезды», «Улица. Дорога. Склон». Короче, спасибо Александру Блоку за «Аптеку. Улицу. Фонарь». Есть ряд универсальных заголовков, которые всегда выручат, скажем, в случае общественных инициатив – «Общественники в курсе», депутатских рейдов – «Депутаты в теме», принятия новых законов – «Год в законе».
Но не одной лишь «коммуналкой» живет газета. Мы же движем культуру в массы, хоть и несколько однобоко: «Культурный десант», «Культурный вклад», «Знатоки культурного наследия», «Марафон культурных идей». Одна из публикаций озаглавлена прямо: «Культуры много не бывает».

Неизменная тема публикаций – вирусы. Пестрят однотипные: «Вирус под контролем», «Вместе против вирусов», «С вакциной угадали». А теперь еще и пандемия пришла. Можно посмотреть, как в течение года амплитудно менялись заголовки, в зависимости от ситуации с коронавирусом. От оптимистичных вроде «Коронавирус больше не сдерживает наше развитие» до пессимистичных с призывом большими буквами «Вход в маске».

Также постоянная тема последних лет – вывоз автохлама. Здесь, наряду с рутинными, получился и ряд фееричных названий: «Корпорация монстров», «Собираем мухоморы», «Подснежники букетами». Спасибо поселку Щукозеро и его жителям, которые на нас не обижаются, благодаря его оригинальному названию в газете появилось несколько броских заголовков: «Непотопляемая Щука», «По-Щучьему веленью», «Рецепты для Щуки», «Щука кусается». Благодарим и православных, ведь мы регулярно пишем о постах, выкручиваемся, как можем: «Овсянка, сэр», «Конфетки, бараночки», «Рыбоед и грибоед».

Каждый год наше издание пишет о рождении первого жителя, здесь газетчиков часто выручают цифры. Почему бы не озаглавить материал, к примеру, «Елизавета первая, Екатерина вторая» или «Третья стала первой». Или не сделать такой анонс: «Климент первый. В семье и в Североморске».

Иногда удаются заголовки даже к «традиционным еженедельным» рейдам, скажем, «Елки-моталки» (про объезд новогодних елок). А вот прелестный рассказ эмоциональной женщины о собственном подъезде получил название «Грязь, вонь, крики зэков». Это, если что, цитата.

Заголовки придумываются не только к большим материалам, но и к заметкам. Например, в сводке происшествий. И здесь всегда хочется добавить чуток иронии, чтобы не вводить читателя в подавленное состояние: «Дай на лапу, друг!», «За кольцо – в браслеты», «Прятки на святки», «Шпалодеры». Или так: «Смерть самурая» (о сгоревшем «Мицубиси»), «Не кочегары мы, не плотники» (о нигде не работающих людях, берущих кредиты), «Крабопийцы» (о браконьерах).

На первой полосе каждого номера газеты есть анонсы важных и (или) интересных материалов. И придумать оригинальный привлекательный анонс – большая удача. Иногда это получается сделать звучно и с юморком. Например, «Прокачали трапы» (в буквальном смысле слова), «Дорогие «утопленники» (о подводных артефактах времен войны), «И никаких фефектов фикции» (о работе логопеда). Допустимо взять яркую цитату. Скажем, «Соберусь замуж – весь город узнает», – заявила одна наша героиня. «Посадили туи и голубые ели», – двусмысленно. А вот еще «Подарок: муж из командировки». Нет, это не то, что вы подумали, всего лишь встреча кораблей. Вот еще несколько удачных: «Синоптики тоже плачут», «Мусор на вес золота», «Безобразие? В номер!»

Отдельная тема – совместимость соседних заголовков. В них, к примеру, не должно быть одинаковых слов, повторений. Но надо обращать внимание на их расположение на газетной полосе. Нередко бывает так, что один заголовок читается, как продолжение другого, никак с ним не связанного. Порой выходит забавно. Например, «Дело – труба» «Пора протрезветь». Логично. Или вот: «Добро пожаловать» «Из моря на прилавок». «Поиск места под детский сад продолжается» «Полет нормальный». А здесь второй заголовок звучит, как расшифровка первого: «Спорт и красота» «Матрешка и Дед Дыыл». Или вот: «Вопросы актуальные» «Был ваш, стал наш». Довольно противоречивое утверждение – «Поддержка бизнеса» «От создателей «Гуляй, Вася». Или вот: «Осторожно, гололед» «Дороги стали безопаснее». Ну, еще бы. А это уже черный юмор: «Захоронили с почестями» «С новосельем!». Или так: «13 квитанция» «Поздравляем!».

Завершим обзор заголовком «Гражданин Бугайлишкис». А что? Красиво звучит!

Игорь ГЛУЦКИЙ. Фото из архива редакции.
На фото: Думаете, этот номер вышел вчера? Ан нет, в сентябре 1981 года.
Опубликовано в "СВ" №1 от 06.01.2022.

x