Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Хроники Рождества

«Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил, что означает: С нами Бог»! «Вифлеем, из тебя произойдет Тот, Которого происхождение из начала, от дней вечных». Эти и другие пророчества о пришествии Мессии столетиями хранились в древних иудейских священных книгах. Пришел черед им исполниться.

Девочка Мариам, родившаяся у престарелых родителей, была отдана в храм на служение Богу, где дала обет безбрачия. Когда пришло время храм покинуть, Она обручается своему родственнику старцу Иосифу, но не для брачной жизни, а для защиты и крова. Впрочем, прежде, нежели произошло обручение, обнаружилось, что Мариам беременна. Смущенному Иосифу во сне является Ангел, говоря, чтобы тот не боялся принять Мариам, ибо плод ее чрева «от Духа Святого».

Вскоре выходит повеление римского императора Августа о переписи населения, причем каждая иудейская семья должна переписаться в том городе, где корни ее рода. Так, Иосиф и Мариам, находящаяся в положении, идут в Вифлеем. В связи с переписью маленький городок переполнен, и святому семейству не находится места. Подходит время рожать, и Мессия появляется на свет в вертепе - пещере в поле, загоне для скота, куда прячут животных в непогоду.

Рождество прославляют ангелы, поклониться Христу приходят как простые люди - местные пастушки, - так и волхвы из Вавилона, коих приводит к Богомладенцу звезда. Волхвы – это жрецы древней религии, астрологии, считающие, что звезды и планеты - это боги, взаимоотношения коих отражаются на земной жизни людей. Им открыто, что звезда приведет их к родившемуся Царю, при этом приносят Ему в дар ладан как Богу. Однако, и звезда эта непростая, вид путеводной звезды принимает ангел. Народы, «наблюдающие за звездами», и вообще язычники приводятся на поклонение к истинному Богу.

Спаситель, воплощаясь, как бы говорит: «Между Творцом и творением - пропасть, но, став человеком, Я ее одолею. Именно так, отказываясь от своих прав, ради любви к человеку, по учению Церкви, являет себя божественная Любовь».

Историчность момента

Год Рождества Христова в VI в. вычислил ученый монах Дионисий Малый. В целом сделать это было несложно: сохранилось немало письменных свидетельств, которые нужно было просто сопоставить. Впрочем, теперь считают, что Дионисий в своих расчетах ошибся на несколько лет. С датой сложнее.

Апостолы могли знать реальную дату Рождества, ведь они общались с Его Матерью. Проблема в том, что ранние христиане вообще не праздновали дней рождений, и подлинная дата РХ из-за своей «незначительности» в глазах ранних христиан была утрачена. 

Дата 25 декабря (7 января по новому стилю) выбрана произвольно. Церковь зачастую учреждала праздники, руководствуясь миссионерскими и дидактическими целями. И нередко накладывала даты христианских праздников на даты языческих для искоренения дурных традиций. С этого дня начинается увеличение светлого времени суток. Символически более подходящего дня для празднования Рождества, чем тот, когда свет начинает бороть тьму, когда встает «Солнце правды», трудно придумать. Впрочем, есть мнение, что речь идет не обязательно о вытеснении дня «непобедимого солнца» («солнцеворота»), это мог быть и противовес «Сатурналиям» и культу Митры, который римские воины с Востока распространили по всему миру.

Но даты у различных церквей изначально были разные. Традиция 25 декабря, принадлежащая римской церкви, ныне возобладала всюду, а древнюю восточную сохранили лишь армяне. Это особенно заметно в Храме Рождества в Вифлееме в Сочельник, когда все восточные христиане - греки, копты, абиссинцы, сирийцы - объединяются около своих алтарей-приделов и пустует только армянский алтарь.

Праздник в Вифлееме

Над пещерой (вертепом, гробом) Рождества в Вифлееме в 330г. была построена Базилика (царский дом) РХ. Это очень большая церковь, разделенная колоннами, которая наряду с храмом Гроба Господня является главным храмом Святой Земли. Богослужения проходят с ранневизантийской эпохи. Облицованная тесаным камнем, она похожа на средневековую крепость. Колонны базилики сделаны из красноватого камня, называемого вифлеемитом, и расписаны в особой технике воскописи. Впрочем, место Рождества лишь предполагаемое. Об этой пещере рассказывается в апокрифе «Протоевангелие Иакова». Внутри базилики место выложено четырнадцатиконечной звездой, православный престол стоит прямо над ним.

Вход вовнутрь через «врата смирения» — проем высотой 1 м 20 см. Пройти можно лишь согнувшись. Эти «врата», заложив арку камнем, сделали в Средние века, чтобы «неверные» не могли въезжать в храм на лошадях. В VII веке персы, захватившие базилику, попытались разместить там конюшню. Внезапно из одной колонны появился огромный рой пчел, заставивший укусами покинуть персов храм и увести лошадей, а на колонне, в месте, откуда вылетели пчелы, остались крестообразные вмятинки.

В России возобновили официальное празднование Рождества в 1991г., но празднуют его скучно. А вот как это происходит в Вифлееме. В Рождество праздник в Вифлееме начинается в Сочельник сценой встречи волхвов. Отмечают его два раза: 25 декабря - по латинской традиции, потому что большинство христианского населения в городе католики, и 7 января - по юлианскому календарю. Из Иерусалима идет крестный ход во главе с Патриархом в Вифлеем. В древности ходили пешком (два часа ходьбы), а теперь едет вереница машин. На улицы выходит арабская православная молодежь, сотни детей шествуют по городу с волынками и барабанами, жонглируют специальными палочками и веселятся. Волынки завезли на Святую Землю англичане - это напоминание о временах британского мандата.

Служатся две параллельные службы: в самом храме и внизу, в крипте, где располагается пещера Рождества. Рождественское богослужение в базилике - большое торжество. Самых почетных гостей усаживают на специальном подиуме перед алтарем. Нужно ли говорить, что это самая прибыльная ночь в Вифлееме: город блестит огнями, все магазины открыты, кругом пятиконечные звезды. С удовольствием приходят на праздник мусульмане, составляющие 60% населения, они веруют в Ису как в пророка. 

В России праздник на всю страну – Новый год, а здесь самое настоящее веселье на Рождество: все ходят нарядные, шумят, выпивают. Некоторые, не особенно верующие, даже до службы... Ночью все идут в храм или стоят рядом, служба транслируется на улицу - создается ощущение массового праздника.

Храмы Североморской епархии приглашают горожан на праздник Рождества. В Сочельник, 6 января, служба пройдет утром, праздничные утреня и литургия - вечером, в 23 часа. В промежутке между Рождеством и Крещением, с 7 по 19 января, Святки. Эти дни также называют сплошными, поскольку в среду и пятницу нет поста.

"СВ" № 1 от 02.01.2019 г. Игорь ГЛУЦКИЙ.

Фото из альбома храма свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ул.Советская).

Добавить комментарий
x