О том, что единственный в России гидросамолет модификации Бе-6 остро нуждается в реконструкции, на этой неделе говорили в правительстве Мурманской области.

" /> Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Кто возьмет самолет под крыло?

О том, что единственный в России гидросамолет модификации Бе-6, с 1968 года украшающий остров Большой Грязный в бухте п.Сафоново, остро нуждается в реконструкции, на этой неделе говорили в правительстве Мурманской области.

Очередная волна интереса общественности к судьбе разрушающегося самолета поднялась на прошлой неделе. СМИ и интернет-сообщества цитировали Распоряжение Министерства культуры региона от 29.01.2021г. «Об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия Мурманской области объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Памятник первым авиаторам. Гидросамолет Бе-6ПЛО […]».

Причем активисты-общественники неверно истолковали второй пункт Распоряжения об исключении самолета из списка объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Как пояснили в Министерстве, когда поступает запрос (а на включение самолета в перечень такой запрос поступил), объект на время рассмотрения включается во временный список.

Далее министерство провело работу по установлению историко-культурной ценности объекта: была запрошена информация из Минобороны России, Центрального архива Минобороны России, Военно-морского музея Северного флота, Конструкторского бюро им. Г.М.Бериева (г.Таганрог), которое проектировало указанную модификацию самолета, а также других организаций. Специалисты установили, что Бе-6 не соответствует необходимым критериям, чтобы считаться объектом культурного наследия. Поэтому самолет и был исключен из временного списка. То есть ранее он никогда в перечень выявленных объектов культурного наследия или единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не входил.

В целом ситуация с гидросамолетом такова: сегодня Бе-6 ПЛО попросту ничей. Многие уверены, что, раз он стоит неподалеку от Музея авиации, значит, входит в фонды музея. Однако и это не так.

В филиале Военно-морского музея Северного флота «Музее ВВС СФ» хранится книга временных поступлений №1 (ВП) комнаты боевой славы Дома офицеров п.Сафоново, где за №57 имеется запись: «Самолет Бе-6 (противолодочный). Конструктор Г.М.Бериев. Полностью сохранившийся экземпляр поставлен как памятник-символ морской авиации СФ в 1968 г. в честь 50-летия Ленинского комсомола на Большом Грязном острове залива п.Сафоново».

В книге В.Бондаренко «Самолеты возвращаются на базу» встречается описание мероприятий, предшествующих открытию памятника и его открытие: «...В один из дней, после собрания в Доме офицеров, мы, группа офицеров, подошла к трапу, ведущему к центральной улице поселка.

Впереди нас шел Герой Советского Союза, начальник штаба ВВС генерал-майор В.И.Минаков. Он остановился и, показав на остров Большой Грязный, спросил нас:

- Как вы думаете, этот остров может послужить пьедесталом, ну, скажем, для самолета?

Он загадочно на нас посмотрел, выслушал наши мнения и не проронив ни слова ушел. Генерал-то с хитрецой: пока не сделает, как говорится, карты не раскроет.

Но разгадка пришла скоро. Самолет, на котором совершил последний свой полет майор Л.И.Анифер был также, как и сам летчик, списан по «возрасту» - выработал свой ресурс, а инженеры авиации уже готовили его к постановке на пьедестал, на тот маленький остров в заливе на выходе из губы Грязной.

В 1968 году в очередную годовщину ВВС СФ был открыт памятник морским летчикам. Мне посчастливилось быть ассистентом у Героя Советского Союза полковника И.А.Николаева. Мы подошли на катере к острову, сняли с Бе-6 покрывало - и он предстал перед нами во всем величии: большой, мускулистый, могучий, стоявший на редане и готовый вот-вот взлететь. Потом были ракеты с нашей стороны и со стороны Аллеи Героев Советского Союза Военно-воздушных сил Северного флота...».

Как следует из официального письма, направленного Военно-морским музеем в адрес Министерства культуры, «Другими историческими материалами, которые бы способствовали установлению историко-культурной ценности Объекта, Музей не располагает». Герои на нем не летали, в важных исторических событиях не участвовал. По крайней мере, об этом неизвестно.

Интересно, что территориально остров Большой Грязный относится к Кольскому району, а не к ЗАТО Североморск. Очевидно, что оттуда самолет даже в мощный бинокль не видно. Возьмут ли они памятник на баланс?

Министр культуры Мурманской области Ольга Обухова, вступившая в должность в 2020-м году, отнеслась к вопросу бедственного состояния Бе-6 серьезно: гидросамолет должен обрести хозяина.

Из того же музейного письма следует, что «командованием Северного флота при участии Музея проведены переговоры с 000 «Кивеста» (г.Москва) о проведении ремонта памятника с привлечением благотворительных средств одной из коммерческих компаний, работающих на территории Мурманской области. В настоящее время проведены проектно-изыскательские работы, определены и согласованы объемы и сроки их выполнения в 2021 году» - и это внушает оптимизм.

Со своей стороны Минкульт ведет переговоры с Военно-морским музеем Северного флота и Минобороны России. Цель - найти наиболее логичное решение вопроса.

Елена ЗАХАРОВА. Фото из архива редакции.

Опубликовано в №8 "СВ" от 26.02.2021г.

Добавить комментарий
x