Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Призвание быть командиром

8 октября - День командира корабля ВМФ

Капитан 1 ранга Владислав Малаховский почти 4 года командует тяжелым атомным ракетным крейсером ордена Нахимова «Петр Великий» и служит на этом корабле уже 16 лет.

Впервые в России

По инициативе министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу в сентябре состоялся I Всеармейский фестиваль «Армия России». Организаторами проекта выступили Управление культуры Минобороны России и Главное управление по работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации. В Москве состоялось награждение лучших специалистов всех родов войск в 16 номинациях. Этот своего рода армейский «Оскар» будет проводиться ежегодно, и список его номинаций еще больше расширится.
Капитан 1 ранга Владислав Малаховский признан лучшим командиром корабля и удостоен номинации «Морской волк». Правда, получить награду из рук министра обороны ему не довелось.

Уникальная Арктика

Когда в Москве присуждали номинации, командир крейсера «Петр Великий» капитан 1 ранга Владислав Малаховский вместе с командиром штурманской боевой части капитаном 3 ранга Алексеем Рябоштаном участвовал в кругосветном плавании на океанографическом исследовательском судне Балтийского флота «Адмирал Владимирский». Приказом командующего Северным флотом их назначили обеспечить навигационную безопасность плавания в арктических широтах, и 31 августа группа офицеров в составе экипажа судна «Адмирал Владимирский» отправилась в кругосветное плавание.
Впечатлений от этого похода осталось очень много. Интересной была встреча 10 сентября гидрографического судна с отрядом боевых кораблей во главе с БПК «Адмирал Левченко». Вместе они следовали двое суток до пролива Вилькицкого, который отделяет полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля и соединяет Карское море с морем Лаптевых. Проводку осуществляли ледоколы «50 лет Победы» и «Таймыр».

- Мы уже дважды совершали плавание в этих районах – в 2012 и 2013 годах, - поэтому знаем, на какие нюансы надо обращать внимание, - подчеркнул капитан 1 ранга Малаховский. – В этом году ледовая обстановка оказалась благоприятной, лед был малой сплоченности, как и в 2012 году: не плотная пелена, а отдельно плавающие льдины. Но, тем не менее, при прохождении ледовых полей требовалось строго соблюдать малое расстояние между ледоколом и кораблями - всего в пределах трех-четырех кабельтовых (примерно около 500 метров – прим. авт.).
Затем отряд боевых кораблей направился к Новосибирским островам, а «Адмирал Владимирский» - в порт Тикси.

- Запомнилось посещение мыса Желания на северной оконечности архипелага Новая Земля, где много потрясающих исторических мест, ходят белые медведи, не боясь людей, поэтому их приходится отгонять, стреляя резиновыми пулями, - рассказал Владислав Владимирович. - Мы стали участниками памятных мероприятий под флагами ВМФ и Русского географического общества. Вместе с группой исследователей побывали на территории национального парка «Русская Арктика» в уникальном природно-историческом уголке. Конечно же, как и полагается, я загадал желание на мысе Желания и на память взял с собой камушки.
Командир и штурман крейсера «Петр Великий», проследовав до Тикси, свою задачу выполнили.

Я рад, что нам довелось поделиться с балтийцами своим опытом мореплавания в арктических широтах, оказать помощь коллегам в высадке на необорудованное побережье архипелага Новая Земля, в подготовке и использовании судовых плавсредств, плавании за ледоколом, - подчеркнул капитан 1 ранга Малаховский.

Заслуги опытного командира по возобновлению военно-морского присутствия в Арктической зоне были отмечены еще в День ВМФ ведомственной медалью Министерства обороны РФ «За морские заслуги в Арктике». Теперь же он помог ученым-океанографам провести сложными морскими районами Северного Ледовитого океана исследовательское судно «Адмирал Владимирский».

Командирская жилка

Вспоминая участие в гидрографической экспедиции, Владислав Малаховский признается, что непросто было находиться на корабле не в качестве командира, а выполнять функцию наставника, консультируя и давая советы.

- Экипаж на гидрографическом судне ВМФ во главе с капитаном гражданский, поэтому там иная субординация, другой режим труда и отдыха, чем у нас, но так же соблюдаются многие уставные моменты, моряки ответственно и профессионально подходят к своим обязанностям, - заметил Владислав Владимирович. – Мне же было несколько не по себе, потому что я привык на «Петре Великом» управлять кораблем, контролировать ситуацию, вникать во все проблемы, решать личные вопросы членов экипажа. Одним словом, командирскую жилку невозможно заглушить.
Не удержавшись от вопроса, интересуюсь у собеседника, была ли у него в свое время лейтенантская мечта стать командиром корабля.

- Конечно, нет, - уверенно отвечает Малаховский. - Я вырос в Калининграде в офицерской семье. Отец был связистом, служил на сторожевых кораблях Балтийского флота, поэтому с военной службой я знаком с детства, понимал, какой это тяжкий труд и не страдал юношескими грезами. А потом, став уже лейтенантом, даже страшно было подумать о командирской стезе, не то чтоб осмелиться мечтать.

Выпускник Калининградского высшего военно-морского училища офицерскую биографию начал в 1995 году с должности командира группы зенитно-ракетного дивизиона ракетно-артиллерийской боевой части тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». На ТАРКР «Петр Великий» его перевели в 1998 году. Постепенно он прошел все ступени карьерной лестницы.
После окончания в 2006 году Военно-морской академии им.Н.Г.Кузнецова перспективного офицера назначили старшим помощником командира корабля. За четыре года Владислав Владимирович накопил огромный опыт управления воинским коллективом, приобрел навыки организации боевой подготовки, побывал в дальних походах в Атлантике, Индийском и Тихом океанах, выполнял боевые задачи в Аденском заливе, участвовал в оперативно-стратегическом учении на Дальнем Востоке. И в ноябре 2010 года стал командиром ТАРКР «Петр Великий».

- Теперь я вспоминаю с улыбкой, но, когда лейтенантом начинал службу на крейсере, искренне поражался, сколько же надо знать и уметь командиру, чтобы руководить таким кораблем, управлять тысячным воинским коллективом, - говорит Владислав Владимирович. - Когда я смотрел на своего первого командира Леонида Викторовича Суханова, мне казалось, что достичь таких высот в профессионализме невероятно сложно. А потом я понял, что все приходит с опытом, подкрепленным четко усвоенной теорией и практикой.

Владислав Малаховский с большой теплотой и благодарностью вспоминает каждого своего командира, под руководством которых ему довелось служить. О карьерном росте он задумался, только когда его назначили заместителем командира зенитно-ракетного дивизиона. Став помощником командира корабля по боевому управлению, он понял, что теперь путь один – на командирский мостик.

- Я старался от каждого командира брать лучшее, ведь управлять коллективом – это искусство, - говорит Владислав Владимирович. – Сейчас молодых офицеров я учу не пасовать перед трудностями, которые всегда будут возникать на пути. Объясняю им, что они должны быть коммуникабельными, находить подход к разным категориям военнослужащих, уметь общаться и с контрактниками, и с военнослужащими по призыву, а это совершенно разный уровень общения. Главное, чтоб подчиненные видели, что ты можешь помочь им в решении любого вопроса, тогда и будут идти к тебе со своими проблемами, не станут замыкаться в себе.

Не каждому офицеру удается выдержать груз командирской ответственности. Хотя мой собеседник считает, что не это самое сложное.

- Больше всего я опасаюсь принять несправедливое решение, потому что имею дело с человеческими судьбами, - признается Владислав Владимирович. - Не страшно, если командир принимает жесткое решение, главное, чтоб оно было справедливым. Ведь каждый моряк должен понимать, что его отдача в работе будет замечена и оценена командованием.

Особые требования командир предъявляет к офицерскому составу, помня негласное требование со времен службы на крейсере «Адмирал Нахимов»: если офицер получил поручение, он просто обязан его выполнить.

А впереди – моря и походы

Начиная с сентября 2013 года экипаж «Петра Великого» живет в плотном графике. Крейсер совершил подряд два дальних похода: в сентябре прошлого года – в Арктику, с 22 октября 2013-го и до 17 мая 2014-го – в Средиземное море. Североморцы участвовали в 16 сложнейших этапах операции по вывозу химического оружия, которые проходили в Сирии с 7 января по 24 апреля. Как отмечает командир, большая ответственность по обеспечению безопасности транспортировки опасного груза еще больше сплотила экипаж, сконцентрировала профессионализм специалистов.

- Я очень признателен экипажу за выдержку, силу духа и мастерство, ведь в море мы провели в общей сложности семь месяцев – это был самый длительный поход в истории нашего крейсера, - сказал Владислав Владимирович.

- Специфика корабельной службы такова, что мы проводим практически все время на корабле, - констатирует командир. – К сожалению, не все семьи относятся к этому с пониманием. Вот и приходится учить подчиненных правильно настраивать своих жен, объяснять им, что мужчина не может жить без любимого дела, и очень важно, отправляясь в море, знать, что тебя любят и ждут на берегу. А своей жене я признателен за терпение и понимание.

Покидая корабль, я поинтересовалась у командира, сожалеет ли он о чем-то?

- Лишь об одном: мне ни разу не удавалось побывать 1 сентября у сына в школе на праздничной линейке, но все еще впереди. Ведь старшему Кириллу пока 11 лет, а младшему Глебу – всего 4 года, так что шансы успеть есть, - широко улыбаясь, ответил Владислав Владимирович.

Ольга ВОРОБЬЕВА.
Фото Льва ФЕДОСЕЕВА.

"СВ" №41 от 10.10.2014г.

Комментарии

Добавить комментарий
  • РОДИСЛАВ, 27.09.2021 в 07:16

    ДОБРЫШЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ-КОМАНДИР -ЛЕГЕНДА!!!!

  • акпанов сергей ширинбекович, 21.01.2018 в 12:49

    Молодец Владислав! Так держать,семь футов тебе под килем!Твой одноклассник из Балтийска,с большим приветом из Казахстана,Алматы.

Добавить комментарий
x