Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Рождественские чтения для любопытных

Рождественские чтения для любопытных.

Когнитивный диссонанс

Как питаться православным в пост, начавшийся 28 ноября? Поговорим на тему предрождественской гастрономии. Неоднократно замечал, что православные убеждены в том, что «у нас все по канонам, все по уставу». Между тем, церковный устав поста предписывает по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение (невареную пищу) единожды после вечерни, по вторникам и четвергам — горячую пищу с растительным маслом, по субботам и воскресеньям — трапеза дополняется рыбой и вином. Найти человека, в точности соблюдающего этот устав, практически невозможно.

Официальный ежегодный церковный календарь детализирует трапезу в праздники, выпадающие на постные дни, но ничего не говорит о мере воздержания в посты. То ли подразумевая, что поститься нужно строго по уставу, то ли предоставляя свободу. В головах рождается когнитивный диссонанс, с одной стороны, тот самый устав, который «мы строго блюдем», с другой - практика, когда настоятели позволяют своим прихожанам рыбу и во вторник, и в четверг, и в дни памяти больших святых, и, естественно, никто не призывает к сухоядению в понедельник-среду-пятницу. Думается, пора набраться мужества и официально смягчить правила, назвать их уставом для мирян и перестать обманывать самих себя.

Напомним, на предсоборном уровне высказывались идеи смягчения постов, включая рождественский: его либо предлагалось вдвое сократить, либо во все дни разрешить рыбу. Безрезультатно. Пост - для людей здоровых, а есть ли стопроцентно здоровые люди, особенно в возрасте. Было бы замечательно установить возрастные смягчения, причем начиная уже лет с 30-ти. А пощение после 70-ти и вовсе исключить.

В истории рождественский пост упоминается где-то с IV в., длился он тогда неделю. Благодарить верующие должны Константинопольского патриарха Луку Хрисоверга, который после реформы XII в., накинув 33 денька, сделал его 40-дневным. Канонист Вальсамон писал, что дни эти не определены правилом (не имеют статуса церковного закона), просто следуем «неписаному церковному преданию». В практике бывали и обратные примеры: осенние посты - Дмитровский и Михайлов (по неделе) - со временем исчезли. Это к вопросу о свободном обращении с датами и периодами. Думаю, не я один уверен, что пора возвращаться к традиции, к истокам - для рождественского поста вполне хватило бы пяти строгих дней: со 2-го по 7-го января. Тогда бы и вопросом, чем заняться в Новый год, не мучились.

2020-й год от Обрезания?

Есть и альтернативная идея, смысл ее не том, чтобы православные могли на Новый год поесть оливье или позволить себе лишний бокальчик, но она решает и эту задачу. Перенести Рождество Христово на 1 января, желательно в общемировом масштабе, - с таким предложением несколько лет назад выступил популярный российский богослов и публицист протодиакон Андрей Кураев...

Полностью материал - в "СВ" №48 от 6 декабря.

Игорь ГЛУЦКИЙ. Фото из интернета.

Добавить комментарий
x