Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Экспедиция на финишной прямой

С 20 чисел июля на берегу озера Среднего Ваенгского идет экспедиция по подъему и идентификации частей разбившегося в 1942 году самолета Пе-2.

В Североморске в районе озера Среднее Ваенгское завершается экспедиция Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан. Это уже четвертая экспедиция на территории нашего ЗАТО в рамках проекта «Крылья Татарстана», акцент поиска на подъеме и сборке самолета Пе-2, а также идентификации останков членов экипажа.

Вместе с казанскими поисковиками работы по подъему обломков самолета Пе-2 проводят поисковики североморского поискового отряда «Ваенга», отряда «Икар» (ЗАТО г. Заозерск), дайвинг клуба «Морской охотник» (г. Мурманск), клуба подводного плавания «Бентос» (г. Казань). Экспедиция проводится при поддержке регионального центра поддержки добровольческих и молодежных инициатив, администрации ЗАТО Североморск.

14 августа 1942 года над озером Средним Ваенгским разбился самолет Пе-2 из состава 29-го бомбардировочного авиационного полка Особой морской авиационной группы ВВС Северного флота. В боевом донесении, которое хранится в Центральном архиве Военно-Морского флота, говорится, что при учебном бомбометании самолет загорелся в воздухе и упал в озеро, экипаж погиб. В состав экипажа погибшего бомбардировщика входили: командир 2 АЭ капитан Щербинин Георгий Павлович, 1909 года рождения, уроженец Воронежской области,Богучарского района (ныне Калачеевский), село Манино; штурман 2 АЭ старший лейтенант Зильберг Исаак (Игорь) Александрович, 1918 года рождения; начальник связи 2 АЭ младший лейтенант Пластинин Леонид Кириллович, 1916 года рождения, уроженец деревни П-Степь Унинского района Кировской области.

Внимание казанских поисковиков к Пе-2 не случайно. Производились пикирующие бомбардировщики, разработанные конструктором Владимиром Михайловичем Петляковым, на Казанском авиационном заводе. Производство Пе-2 завод освоил к началу Великой Отечественной войны, каждые сутки со стапелей сходили по 10-12 самолетов, всего с 1941 по 1945 годы было произведено около 10 с половиной тысяч "Пешек", так в народе называли бомбардировщик. Среди тех, кто дни и ночи проводил в цехах авиазавода, дед руководителя нынешней экспедиции Александра Коноплева - Геннадий Алесандрович Коноплев.

- Проект "Крылья Татарстана" имеет своей целью найти и отреставрировать самолет Пе-2 , собрав его из оригинальных деталей, поднятых из озер, болот, лесов разных регионов России, везде, где приняли свой последний бой легендарные бомбардировщики, - рассказывает Александр Коноплев, председатель Совета "Объдинение "Отечество", руководитель экспедиции. - Мы подняли уже 34 самолета, установили личности 40 человек членов экипажей, погибших вместе со своими боевыми машинами. И сюда к вам, в Североморск, мы возвращаемся уже четвертый раз, чтобы поднять останки экипажа. Спасибо нашим спонсорам - ПАО "Татнефть" и лично генеральному директору Наилю Ульфатовичу Маганову, за помощь в подготовке, оснащении и организации экспедиции. Впереди у нас поисковые работы в Карелии, Белоруссии и Крыму. И каждый регион требует своего оснащения, к примеру, для работы в болотах у нас закуплен болотоход. Здесь на озере проводим водолазные работы, используем мотопомпу, лодку, катамаран.

Помимо основного лагеря, поисковики разбили и еще один - водолазный, он ближе к месту падения самолета.

При падении с большой высоты самолет разбился о воду как о бетон, части раскидало на несколько десятков метров. Усложняют водолазные работы 15 метров водной озера, двухметровый ил, полная темнота. На ходу изобретаются технические решения - вместо размыва донного грунта его отсасывают мощным насосом, чтобы на месте падения образовалась воронка. Затем все поднятое со дна фильтруется через сетку, чтобы не пропустить фрагменты останков и мелкие детали самолета. Выставлено глубоководное спецосвещение, но при малейшем движении вода становиться мутной и водолазы работают практически на ощупь, держась за натянутую под водой веревку.

Кроме Александра Коноплева, еще одного человека привела на североморскую землю личная, семейная история. В экспедиции участвует внучка командира экипажа Пе-2, капитана Георгия Павловича Щербинина Ирина Смирнова-Горева. Ирина написала книгу о дедушке, рассказав о его судьбе, так же в книге опубликованы наградные листы, фотографии боевых товарищей, самолетов, на которых воевал Щербинин.

- Я начала поиски своего дедушки в 2015 году, искала по интернету, понемногу приоткрывая все новые подробности, беседовала со своими бабушкой, тетей, для них это тоже было очень важно, - рассказывает Ирина. - В прошлом году мы приезжали сюда с папой, и нам пообещали поисковики, что на следующий год они вернутся для подъема останков. Испытываю одновременно и волнение, и спокойствие на душе, от того, что мы нашли деда, что он упокоится со всеми почестями. Иногда прокручиваю в голове, как бы я могла общаться с дедом, если бы он был жив, чего бы он смог достичь, сколько сделать. Спасибо ребятам поисковикам, если бы не они, моя семья никогда бы не узнала где наш герой. Моей семье тоже большое спасибо за поддержку в поиске, в написании книги, я сделала это для своих детей и будущих внуков, чтобы они помнили благодяря кому они свободно живут на этой земле.

Пока мужчины заняты водолазными работами, в лагере кипит походная жизнь. Разбиты жилые и хозяйственные палатки, столовая, кухня, есть даже баня. Старшая хозйка здесь Милеуша Котенкова, руководитель поискового отряда "Татнефть-поиск" г.Нижнекамск. В 2020 году Милеуша победила в традиционном для Татарстана конкурсе "Женщина года" в номинации "Женщина - пример года". Эта награда вручена ей именно за активную патриотическую деятельность. Наряду с организацией и участием в поисковых экспедициях, она работает с архивными документами, ведет базу данных погибших бойцов, разыскивает родственников павших воинов. Вместе с супругом Владимиром они воспитывают троих сыновей, каждый из которых вместе с родителями прошел не одну сотню километров в составе поискового отряда.

- Мы с женской половиной экспедиции отвечаем за уют и чистоту в лагере, вкусные завтраки-обеды-ужины, - рассказывает Милеуша Котенкова. - Помогаем нашим мужчинам промывать поднятые детали самолета. Здесь собрались близкие по духу люди, готовые мокнуть, мерзнуть, работать в жару, быть покусанными мошками, и при всем этом ежечасно осознавать свою патриотическую миссию. Мне повезло я занимаюсь любимой работой и моя семья рядом, поддерживает меня во всем.

- Эта работа нужна тем, кто жив, и несмотря на то, что уже прошло 75 лет, наш долг показать подрастающему поколению насколько важен этот поиск, - отметил глава ЗАТО Североморск Владимир Евменьков, посетивший 29 июля лагерь поисковиков. - Общероссийский масштаб сегодняшней экспедиции, в том, что место падения нашли поисковики из Заозерска, известность этому факту придали североморцы, водолазные работы проводят мурманчане, общая организация экспедиции за казанскими патриотами.

 Фото Натальи СТОЛЯРОВОЙ.

Добавить комментарий
x