3838 Учитель русского языка и литературы СШ №12 Элеонора Комиссарова | Интервью | Североморские Вести Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Учитель русского языка и литературы СШ №12 Элеонора Комиссарова

    8 сентября – Международный день грамотности

    Грамотным стать можно – было бы желание

    Иной раз заглянешь в интернет, а там – ошибка на ошибке, как будто авторы текстов с родным языком не дружат совершенно. Поневоле задумаешься: раньше и трава зеленее была, и люди грамотнее... А так ли это на самом деле?

    Накануне Международного дня грамотности на эту тему с нами побеседовала опытный педагог, учитель русского языка и литературы СШ №12 Элеонора Комиссарова.

    - Элеонора Владимировна, что мы понимаем под грамотностью сегодня?
    - Когда в 60-е годы прошлого века этот день был утвержден, на мой взгляд, имели в виду, в первую очередь, ликвидацию безграмотности. Сегодня о какой-то тотальной безграмотности говорить нельзя, все мы читаем, пишем, поэтому проблема приобрела немного иной характер. В современном смысле грамотными – речь идет уже о функциональной грамотности – не могут быть все, да и не обязаны. Требование писать без ошибок и правильно произносить все слова несколько завышенное, если применять его ко всем без разбора. Но для тех, у кого это часть профессии, оно, разумеется, безусловное.

    - И все же, на что ориентироваться, чтобы быть грамотным?
    - Сегодня, кроме художественной литературы, входящих в школьную программу произведений, дети лишены образцов. Я вижу проблему в редактуре, корректуре. Раньше, прежде чем дойти до читателя, книга была очень тщательно вычитана. И, прикасаясь к печатному тексту, читатель имел дело с образцом. Сегодня же дети сталкиваются с грубейшими нарушениями – и речевыми, и грамматическими. Это проблема. В художественных текстах допускаются бранные слова, хотя раньше все это однозначно было непечатным.

    - Можем ли мы говорить о повальной безграмотности современных детей?
    - Я давно работаю в школе, застала и советский период. На мой взгляд, процент грамотных и безграмотных, если говорить именно о функциональной грамотности, остается практически одинаковым. Есть более серьезная проблема: людям стало очень трудно выражать свои мысли. Дети говорят плохо, развернутое высказывание построить сложно и пятикласснику, и одиннадцатикласснику. С развернутым высказыванием на заданную тему справляются единицы. В чем причина? Общение сместилось в виртуальную область. Из нашей жизни ушла такая форма общения, как письмо, когда надо было продумывать логику изложения, хотелось, чтобы было написано красиво. Эта культура письма нашу речь, безусловно, совершенствовала. К тому же работала мелкая моторика, что позволяло нам надолго удерживать внимание. Сегодня же многие дети не могут удержать внимание дольше 1,5 минут. Мышление «клиповое», и от этого сильно страдает логика изложения. Мы компенсировали письма телефонными звонками, смс-сообщениями, которые не требуют от нас строить большой текст. Нам некогда.

    - Но есть же люди «чувствующие» язык…
    - Часто звучит: врожденная грамотность, языковое чутье. Я считаю, что это все равно чем-то обусловлено. Это прежде всего культура общения в семье. Не обязательно там все языковеды, но это люди, которые за своей речью следят, часто даже неосознанно, много читают. Эта культура общения ребенку передается. А если ребенок много читает, он образцы речи усваивает.

    - Мы постоянно слышим, что современные дети не читают. Это так?
    - Да, к сожалению, дети читают мало. Мое мнение – надо заставлять, ребенок еще не знает, что это ему нужно. Чтение, к примеру, Гоголевских текстов вызывает некоторое затруднение, справляются только прилежные ученики. Но у детей думающих обязательно наступает послевкусие.

    - Почему мы видим такие проблемы с русским языком в интернете?
    - Мы торопимся. Человек, даже видя, что написал неправильно, не считает нужным исправлять: большая-маленькая буква, есть ли запятая или точка – собеседник и так все поймет. Часто с ошибками пишут и те, кто мог бы написать грамотно. Отношение к письменной речи небрежное. Но есть и те, кто обращает на это внимание и чужие ошибки исправляет. Тут вопрос уважения к собеседнику, к себе самому. Для кого-то речевая культура имеет значение, а для кого-то – нет.
    Еще один признак того, что людей вопрос грамотности все же волнует – это тотальный диктант. Задумка новосибирцев, которая и к нам на Кольскую землю пришла. С каждым годом все больше людей разных возрастов стремятся принять в нем участие. Людям интересно проверить свой уровень, хотя требования достаточно жесткие: 2 орфографические ошибки и 8 пунктуационных – это двойка. Хотелось бы провести такой диктант и в Северомоске.

    - В школу вернулось сочинение, это вызвало трудности?
    - Сочинение из школы и не уходило, просто теперь оно является допуском к ЕГЭ. Оно, конечно, дается тяжело, как и изложение. А ведь наша главная задача – не только выучить орфографию и пунктуацию, а научить детей адекватно воспринимать любой текст и создавать собственный для любой речевой ситуации, как устный, так и письменный.

    - Ждать ли нам каких-то языковых изменений в ближайшее время?
    - В 2000-е была попытка орфографической реформы. Даже были выпущены словари, но по каким-то причинам реформу свернули. Мы продолжаем пользоваться нормами, установленными еще в середине прошлого столетия. Безусловно, изменения в языке есть: появилось много слов, которые и в словаре не всегда найдешь. Изменения, конечно, будут. То же «кофе», скорее всего, все-таки станет существительным среднего рода. Есть тенденция не склонять числительные. Обещали прийти к единообразию в случае с одной и двумя «н» в отглагольных прилагательных и причастиях. Очень сложна орфограмма написания через дефис и слитно. Пол-яблока и полгруши, пол-лимона и полмандарина… Есть вещи, на которые надо бы реагировать.
    Люди допускают много орфоэпических ошибок, но с этим можно бороться – было бы желание. Человек, для которого важно быть грамотным, будет постоянно совершенствоваться. Многие понимают, что быть безграмотным сегодня просто неприлично. Но, опять же повторюсь, языковая культура – это в первую очередь вопрос общей культуры и воспитания.

    - Спасибо за беседу.

    Елена ЗАХАРОВА. Фото из альбома Э.В.Комиссаровой.
    "СВ" №36 от 09.09.2016г.

    x